Теперь мы дружим и в небе!
- Всё началось год назад, когда я познакомился с замечательным человеком, которым является наш пилот-инструктор, заместитель председателя федерации альпинизма РТ, мастер спорта СССР по альпинизму, парашютист, спасатель Евгений Лоренц, - рассказывает Сергей Кошелев. - Именно ему принадлежит идея создать горно-спортивный клуб "Кондор", члены которого занимаются альпинизмом, горным туризмом, горными лыжами зимой и, конечно, парапланерным спортом. В Душанбе парапланеристов пока всего семь.
В основном, мы летаем на куполах нашего инструктора. Они уже довольно старые. Их ресурс истекает, происходит деградация ткани, купол продувается, и соответственно теряет "летучесть". Конечно, если бы появилась возможность приобрести новые купола и снаряжение, мы могли бы открыть парапланерную школу и обучать желающих, организовывать соревнования, слёты, ведь это здорово, но пока это наши мечты и цель.
Как оказалось, в Худжанде тоже есть ребята, "болеющие" небом. Это лидер худжандского спортивного аэроклуба при ДОСААФ Согдийской области Илхом Сангин. В мае он организовал совместные сборы парапланеристов Таджикистана, Узбекистана и России. Участниками слёта были 11 пилотов из Узбекистана, четверо из Душанбе и 11 худжанских пилотов.
Тогда со стартовых площадок на разных высотах, приспособленных как для пилотов со стажем, так и для начинающих, в небо над Деваштичем взмыли десятки парапланеров, украшенные флагами Таджикистана и Узбекистана. Все пилоты показали высокое мастерство. Начинающие пилоты получили уроки по обработке стартов от инструкторов из Узбекистана и провели наземные тренировки. Желающие имели возможность полетать в тандеме с инструктором.
"Мы очень рады, что узбекские парапланеристы приняли наше приглашение и приехали на наш слет. Мы договорились, что сделаем его традиционным, и в будущем будем обмениваться опытом и развивать парапланеризм. Я знаю, парапланеристы есть в Самарканде, Намангане, Андижане, Карши, Ташкенте. Теперь мы будем дружить и в небе!", - сказал тогда Евгений Лоренц.
- Вот говорят же, что мечты сбываются, а я с детства мечтал летать, - продолжает С.Кошелев. - И вот состоялся мой первый самостоятельный учебно-ознакомительный полёт. Так уж получилось, что впервые параплан я на себя примерил не с невысоких учебных склонов, а с тех точек старта, с которых летают опытные пилоты. Не скрою, первые полёты были неудачными - я учился чувствовать нагрузку на купол, поднимать его, пятой точкой изучал склоны гор. Наконец, купол стал меня "слушаться". Потом были полёты с более высоких и сложных склонов, постепенно освоил другую модель параплана, более скоростной и маневренный. Каждый полёт для меня - это преодоление, в первую очередь, себя, потому что мне, как и любому человеку, страшно. Людям не свойственно летать, небо для человека чужая и порой агрессивная стихия. А полёты учат преодолевать страх.
Здоровый страх высоты мобилизует и сосредотачивает, плохо, если паника или ступор во время нештатной ситуации, а страх - нормально. Парапланерист, как и любой другой пилот, всё время учится. Ему нельзя ошибаться, даже небольшие ошибки могут быть фатальными. Бывают и травмы, ошибки на старте или при посадке. Но любовь и тяга к небу и полётам, конечно, сильней. Залечиваешь травмы, делаешь выводы и вновь поднимаешь купол на вершину к точке старта.
Юлдуз ХАЙДАРОВА.