Свой путь в журналистику
Окончив в 1976 году с отличием среднюю школу, он поступает на факультет русской филологии СамГУ. Несмотря на то, что Фархад Очилович являлся большим прогульщиком занятий и "дезертиром" с фронтов борьбы за урожай лука, свеклы, винограда, хлопка и т.д., учился он на "отлично", был любимцем всего курса. Семейные обстоятельства вынудили его в 1979 году перевестись на заочное отделение. Этим тут же воспользовались работники военкомата, отправив студента в дальний таёжный гарнизон.
Здесь двадцатитрехлетний студент-филолог решил круто сменить курс и сделать военную карьеру: сначала командовал отделением, потом взводом, готовился стать помощником начальника политотдела. Но перспектива застрять в таёжном гарнизончике его быстро остудила, и, распрощавшись с армией, он сделал ещё один неожиданный шаг - пошёл валить уральский лес. По воле случая из лесорубов попал в корреспонденты районной газеты.
Как всё начиналось?
"Как-то к нам на делянку приехали газетчики из местной Верхотурской районной газеты "Новая жизнь" (Свердловская область) и подивились: "Филолог с высшим образованием машет топором, а у нас корреспондентов не хватает". Пригласили поработать. Недолго думая, решил попробовать. Дали три задания на неделю, управился за два дня. Так в редакции появился новый сотрудник - Фархад Гулямов.
В Самарканд я вернулся в октябре 1984 года и первым делом пошёл устраиваться на работу в редакцию газеты "Ленинский путь" (ныне "Самаркандский вестник"). Мою подшивку с вырезками из уральской "районки" первой пролистала заведующая отелом информации и спорта Светлана Березнякова и от души посмеялась - ее позабавила искренность и наивность автора публикаций. Хотя я в "Новой жизни" был на хорошем счету, даже заведовал отделом сельского хозяйства. "Ну и что, что ты работал в России? Там районная газета, а у нас - областная!" - был ответ.
Точку поставил Б. В. Щеголихин, главный редактор:
"Поработайте пока где-нибудь, хоть сторожем, и пишите. А там посмотрим".
Меня, конечно, этот вариант не устраивал. Я понимал, что если хочу попасть в редакцию, мне надо быть как можно ближе к ней. И я устроился помощником метранпажа (была такая профессия!) и верстал газету "Ленинский путь", куда очень хотел попасть как корреспондент.
Работа в типографии была нелегкая, мы работали по 18, а то и больше часов в сутки, перепечатывая с ленты ТАСС многокилометровые речи М. С. Горбачева. По ночам снились бесконечные ряды газетных металлических строк навыворот, да еще вверх тормашками. Но я успевал по выходным и даже между сменами по заданию редакции мотаться по районам области, промышленным предприятиям и публиковаться.
Через полгода меня взяли в редакцию выпускающим номера, чуть позже - переводчиком. Теперь у меня было больше времени заниматься журналистикой: я писал практически для всех отделов редакции. В основном, конечно, в отделы сельского хозяйства и промышленности.
Пригодилась мне тогда уральская школа журналистики, в которой учили мыслить, анализировать. Там не котировались попугаи, которые старательно записывали чужие речи и, слегка облагородив, отправляли в печать. Там были свои требования вгрызаться в тему, следить за новшествами и разговаривать с интервьюируемыми людьми на равных, независимо от того жилищное ли это строительство, приборостроение или медицина.
С особой благодарностью за науку вспоминаю заведующего отделом промышленности и строительства "Ленинского пути" Александра Фадеева, с ним было интересно работать. У него был особый подход к молодым журналистам, с которыми он на равных обсуждал темы будущих публикаций, компетентно рассказывал о том, что происходит в той или иной отрасли, на конкретном предприятии, давал "наводки". После этого складывалась в голове стройная схема публикации, которую оставалось перенести на бумагу. Поэтому редко когда Саша вносил правки в мои тексты после машбюро, а после его подписи и секретариат, и редактора без лишних вопросов отправляли статью в печать.
Сложнее было в отделе сельского хозяйства, куда меня вскоре перевели корреспондентом. Признаться честно, там меня больше учили, как не надо писать. Большей частью мои статьи попадали в печать благодаря заместителю главного редактора Алексею Федоровичу Шубакину (в его дежурство) и небольшой хитрости, с которою поделились старшие товарищи. Отдел сельского хозяйства курировал Владимир Антонович Жидков. Он не утруждал себя редакторской правкой оригиналов, размашисто перечеркивал целые страницы и говорил: "Не понимаю, исправь!". Я, ничего не правя, повторно относил рукопись на перепечатку в машбюро. Девочки там работали понятливые, и я через некоторые время бодро докладывал Владимиру Антоновичу: "Все исправил!".
Антоныч (так его мы называли за глаза), чаще всего за послеобеденным домино, не читая, подписывал оригинал статьи в печать, а после выхода газеты, довольный, докладывал, что в обкоме, а иногда и в бюро обкома, обсудили номер и похвалили, что идем в ногу со временем.
В газете "Ленинский путь" я проработал без малого четыре года. Уволился в мае 1988 года. Мы, журналисты, не могли не видеть, что тогда творилось в народном хозяйстве, особенно в хлопководстве. Я много ездил по области, встречался с людьми и, как максималист-романтик, хотел разгромить мошенников печатным словом. И подготовил несколько публикаций, которые не дошли до печатного станка. Об этом знали только А. Ф. Шубакин и Саша Фадеев. В общем, пришлось уехать.
Начать с нуля
В России Фархад Гулямов сменил множество профессий: то он частный предприниматель, то руководитель областного общества защиты прав потребителей, то советник-консультант по общественным связям председателя городского совета народных депутатов, производственно-торговой фирмы, территориального управления Минприроды (Кировская обл.). Был главным редактором различных СМИ в Свердловской, Кировской областях, Краснодарском крае (Краснодар, Сочи). Одновременно он занимался журналистскими расследованиями заказных банкротств, даже стал лауреатом премии Деловой России.
В настоящее время Фархад Гулямов живёт в Сочи: верстает федеральный журнал "Мир Дзюдо", занимается художественной фотографией, проектирует и строит мобильные тентовые конструкции, руководит местной общиной иранцев, много путешествует. В его планах - написать книгу о самаркандских иранцах.