Свет мой, зеркальце, скажи…

В Самаркандском областном краеведческом музее выставлены зеркала, которые датируются разными периодами истории и могут много рассказать о тех, кто ими пользовался.

Зеркала… Они будят воображение, завораживают. Окно в параллельный мир может быть стеклянным или металлическим, но его поверхность отшлифована таким образом, что малейшие неровности не смогут отражать световые волны.

В Средней Азии зеркала изготавливали ещё в третьем тысячелетии до нашей эры. Эти предметы были металлические, плоские, имели круглую форму, атрибут сопровождал погребения земледельцев. В Самаркандском краеведческом музее внимание посетителей привлекает зеркало из погребения Муминабад (Самаркандская область). Это круглый плоский предмет с петелькой в центре. Глядя на него, невольно думаешь о погребальных обрядах, связанных с этим так называемым окном в потусторонний мир.

Позднее, у представителей буддизма (в Средней Азии с первого века нашей эры) было принято устанавливать зеркало на алтарь таким образом, чтобы в нем отражался лик Будды. На зеркало было принято лить воду, стекающая вода считалась святой. У греков и римлян зеркала заменяли художественные произведения. Они имели рельефные изображения, этот предмет считался атрибутом Венеры.

Если в Средней Азии и Греции в древности зеркала были металлическим, то в Древнем Риме их изготавливали из стекла. Секрет изготовления довольно прост: стеклянная пластина соединялась со свинцовой или оловянный подкладкой и изображение считалось более живым.

Какими были зеркала в Средней Азии в эпоху средневековья? Металлическими, но появились и стеклянные. Некоторые учёные полагают, что на фресках Балалыктепа, которые датируются V-VI веком нашей эры, зеркала изображены в виде стеклянных шаров. Но металлические зеркала тогда тоже были в обиходе. В экспозиции музея выставлено зеркало из металла, датируемое тем же периодом, что и фрески. Зеркало было найдено с ювелирными украшениями (браслет) и крошечными металлическими статуэтками. Также был найден усьмадон, куда собирался сок усьмы, которым окрашивали брови, как это делают и поныне. Этот уникальный набор был найден археологом из Самаркандского института археологии О. М.  Ростовцевым.

В некоторых случаях зеркала использовали, чтобы в воздействовать на массовое сознание. Известно, что в VIII веке нашей эры в Мавераннахре вспыхивает восстание против арабских завоевателей под руководством Муканны. Известный летописец, историк Наршахи, утверждал, что Муканна изучил многие науки, но особенно хорошо владел фокусами. Например, его выход к народу сопровождался следующим ритуалом: когда Муканна выходил из врат своей крепости, то вся долина наполнялась ярким светом. Всё дело в том, что в это время стоящие поодаль на холмах множество женщин поднимали сотни зеркал. Лучи солнца падали на их гладко отполированную поверхность и заливали своим отражением всю территорию внизу, где стоял перед людьми Муканна.

Наши предки великолепно изучили все свойства зеркала, и пользовались ими. Но и приписывали этому предмету магические свойства.  Например, если вспомнить брачный обряд жителей Средней Азии, то в доме невесты под чимильдыком жених и невеста становятся таким образом, чтобы увидеть в зеркало своего суженого или суженую. Зеркало держит в руках женщина, уважаемая всеми и имеющая семью и детей. Здесь зеркало используется как элемент магии, который объединяет.

Неслучайно зеркало входит в приданное невесты. Этот атрибут одевается в расшитый чехол-ойнахалта и хранится на дне сундука. Ойнахалта - мешочек для зеркала - обращает на себя внимание богатой вышивкой. Очень часто выбирается орнамент в виде цветка граната, символизирующего жизнь.

Ольга ФАТАЕВА,

 завотделом истории Самаркандского

 областного краеведческого музея.