Сулеймантепа – христианский монастырь

- Некрополь, обнаруженный в прошлом году, уникален, мы никогда не сталкивались с подобными явлениями в Центральной Азии, - говорит научный сотрудник института истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова НАН Кыргызстана Валерий Кольченко. - Такого рода открытия мы можем пересчитать по пальцам. Мы знаем о христианских кладбищах, отдельных захоронениях того времени, но так, чтобы это было кладбище, связанное с жизнедеятельностью и историей монастыря, такое впервые…

Некрополь был обнаружен случайно. Как и с храмом, «помогли» строительные работы, который затеял местный житель. Расчищая или, как говорят археологи, нивелируя часть холма, экскаватор вскрыл древние захоронения.

- С доктором Стивеном Гилбертом мы решили прогуляться по окрестностям Сулеймантепа и найти пещеру с древними христианскими надписями, - рассказывает директор МИЦАИ, археолог Дмитрий Воякин. - В опубликованных Савченко материалах говорилось о них. И профессор Марк Дикенс потратил много времени на перевод всех надписей, которые оставили в пещерах монахи. Но где расположены пещеры в этом массиве, на тот момент можно было только догадываться, ведь в конце 90-х - начале 2000-х годов не было четких географических привязок, которые сейчас весьма легко делаются. Например, сейчас это можно сделать с помощью фиксации геопозиции на телефоне, с помощью GPS указать место раскопок и т.д. И вот Стивен повел меня в горы, а там увидели, что строится дом, под который равняли платформу. В срезе, сделанном экскаватором, мы увидели торчащие кости, черепа. Мы их собрали, но было неясно, какого периода данные захоронения. Однако первичный осмотр показал, что погребения очень старые, даже не ХIХ века, иначе остались бы всхолмления. Здесь же была ровная поверхность и деревья...

Первым делом ученые позвонили в Самаркандский археологический институт имени Я. Гулямова и сообщили о находке. Необходимо было срочно остановить строительство. И директор института А. Бердимурадов быстро отреагировал, тут же приостановив стройку. Чтобы узнать возраст останков, материал кости был отправлен в лабораторию за рубеж (в нашей стране подобных лабораторий нет) для анализа по методу ускорительной масс-спектрометрии. Отмечу, что данный метод заключается в прямом подсчете количества атомов радиоуглерода в исследуемом образце, по которым в итоге делают вывод о времени, когда существовал тот или иной живой организм.

- Это очень дорогостоящее мероприятие, археологи такими большими средствами не обладают, но нашему институту помогли Общество по изучению Евразии и лично его директор, господин Баумер, которые полностью спонсировали данный процесс, - говорит Д. Воякин. – Результат ждали долго, ведь там длинная очередь на подобные анализы, а для нас сроки были очень важны. Без точных данных о периоде трудно начинать раскопки, потому что это могла бы быть пустая трата выделенных финансов. Если бы пришел ответ о XVII-XVIII веке, то это, грубо говоря, не наш период, не связанный с монастырской жизнью. Однако, когда пришло сообщение, что останки IX века - время существования монастыря, мы продолжили раскопки.

Центр христианского влияния

Согласно источникам и археологическим данным, христианский монастырь в Ургуте был своеобразным центром для монахов со всего мира. Они приходили сюда для уединенных молитв, находя укрытие от преследования во время арабского завоевания, и, в то же время, несли с собой разные культуры, мировоззрение. Безусловно, монастырь имел влияние и на развитие местного сообщества. И хотя данным направлением в отношении Сулеймантепа мало кто занимался среди ученых, но практически в каждом населенном пункте этого региона можно встретить артефакты, прямо или косвенно указывающие на наличие в прошлом христианской общины, церковной жизни. Например, в той же декорированной глазурованной керамике очень много орнаментики, схожей с христианской - четырехлепестковые цветные розетки, цветочки, похожие на крест. Казалось бы, просто орнамент, но если придерживаться той линии, что христианство было распространено здесь на протяжении нескольких веков и занимало активные позиции, то можно провести определенные параллели и увидеть отражение христианского культа в быту у населения.

- Исследования показывают широкое распространение сирийского христианства в Центральной Азии в средние века, - говорит Валерий Кольченко, - например, многолетние раскопки на городище Ак-Бешим (Кыргызстан), где были обнаружены христианские церкви X-XI века. И можно понять, что в те времена христианство занимало одно из доминирующих положений в обществе. Любопытно, что городище Бешим существовало при государстве караханидов - первой тюркской династии в Центральной Азии, которая приняла ислам как государственную религию. Тем не менее христианство в это время там очень развивалось, как и в Ургуте. Христианская церковь могла прекращать существование, но потом, спустя века, снова возрождаться.

Загадки некрополя

Обнаруженный некрополь таил множество загадок и удивительных вещей. Археологи, начав его раскопки, кончено, постоянно сомневались, точно ли это некрополь монастырский или просто кладбище местных жителей из того далекого времени, когда по горам Ургута ходили дикие звери. Но когда были вскрыты несколько погребений, поразило то, что ни одно из них не относилось к женским. Все 17 скелетов были мужские, причем большая часть зрелого возраста – от 35 лет и старше.

Второй факт, убеждающий, что это монастырское захоронение, заключался в том, что ни в одном погребении не было найдено ни одной вещи - ни колец, ни украшений, что часто встречается даже в христианских захоронениях. Третье свидетельство - это расположение по сторонам света самих могил: они имели направленность запад-восток, все погребенные как бы смотрели на Восток, откуда по преданию ожидалось прибытие спасителя Иисуса, причем их головы лежали на своеобразном глиняном валике.

- Они не были в гробах, да и сами погребения казались необычными, таких я раньше в своих раскопках в Центральной Азии не видел, хотя аналогичные встречаются в других регионах, - говорит Д. Воякин. - Это были некие земляные и подземные склепы, погребальная внутренняя камера с небольшим сводом которая выдалбливалась в лессовой толще. К склепу шел вертикальный вход. Во всех случаях, которые нам встретились, погребенного клали у южной стенки этого склепа, затем проход закладывали сырцовыми кирпичами и засыпали грунтом. Тело умершего, по всей видимости, обматывалось тканью. Так же мы не увидели до сего момента на поверхности никаких опознавательных знаков - ни бугорков, ни надгробных камней. Особенностью была системность в захоронениях, каждое из них было выполнено рядами, с юга на восток, с юга на сервер и с запада на восток. Если во время прошлогодних раскопок все захоронения казались нам логически схожими, то есть устройство могильной камеры, самого погребения, как положен умерший. То в этом году Валерий Кольченко раскопал одного из погребенных, которого похоронили на животе и с отсеченной головой. У монахов не существовало обрядов казни, возможно, тысячу лет назад его кто-то убил. Но почему погребли не на спине, а на животе, вопрос, конечно, интересный.

Описание обнаруженных погребений невольно ассоциировалось с мусульманскими захоронениями. На указанную аналогию с ними Дмитрий Алексеевич ответил:

- В данном случае нам надо смотреть в корни зарождения христианства, ислама. Если мы с вами обратимся к первым векам, когда христианство только зарождалось и вышло из лона иудаизма, то обрядность, которой следовали тогда, основывалась на том, что умершего человека хоронили в пещерах или гротах в скале, приваливая могилу камнем. Мы все знаем о Пасхе, воскрешении Иисуса, когда пришла Мария Магдалена и увидела отваленный от входа в пещеру камень. Тогда приносили разные масла для умащения тела (как мы помним из Библии), обернутого в ткань. Так что многие обряды имеют одно происхождение…

Могли ли монахи умереть от чумы?

Во время экскурсии в Ургут в рамках седьмой Зальцбургской конференции по сирийскому христианству можно было увидеть эти внушительные и по нынешним меркам скелеты монахов. Они поражали своим ростом, согласно данным, многие погребенные достигали 185 сантиметров и выше. У них сохранились все зубы, на которых не было и следов кариеса. На вопрос, отчего могли умирать столь крепкие люди, не стала ли причиной чума, которая в Ургуте имеет природный очаг, антрополог из США Стивен Гилберт ответил, что в те времена не было антибиотиков, а работа у монахов была изнурительной. Что касается чумы, то в Самарканд чума, по историческим данным, пришла в XIV веке, а монастырь и погребения имеют датировку IX века.

Нас интересовал также вопрос восстановления внешности погребенных, насколько это возможно сделать в скором времени. Как оказалось, возможно, и это в планах ученых, но имеется ряд обстоятельств.

- По останкам восстановить можно не только внешность, сейчас очень сильно развито полиогенетическое направление науки, - поясняет Д. Воякин, - когда исследуются ДНК, чтобы проследить внутреннее родство тех, кто был захоронен. Мы можем проследить и их принадлежность к тому или иному народу. На основании ДНК можно четко сказать, сколько процентов и какой крови имеется в наших погребенных. Но эти анализы дорогостоящие, как и вопросы создания бюста, музеификации, формирования экспозиции по тому или иному памятнику. Поэтому это в планах имеется, но пока не в приоритете. Сейчас идет первичное накопление научных данных и материалов, чтобы сделать какие-то обоснованные выводы.

Да, фактический материал очень важен в археологической науке, где не допускается субъективизм в суждениях и выводах. В научных отчетах, в отличие от публицистики, нельзя фантазировать, хотя, возможно, и очень хочется представить что-то яркое для повышенного ажиотажа у публики.

- Сейчас основной критерий науки, научного знания - это проверяемость информации, - отмечает В. Кольченко, - то есть ты даешь достоверную информацию, которая может быть проверена другими учеными, тогда ты достигаешь искомого. В настоящее время от ранее распространенного тренда - сам увидел, сам подумал, сам сказал, потому что авторитет - активно уходят во всем мире. И опубликоваться в солидном научном журнале очень сложно, ты должен перепроверить все свои данные со всех сторон. Поэтому важны объективность и точность полученных сведений.

Работа будет продолжена

Некрополь христианского монастыря в Ургуте на сегодняшний день открыт археологами на площадке чуть менее 100 на 70 метров с весьма плотным расположением погребений. Это солидная по площади территория, но при этом ученые предполагают, что она еще больше. Активно общаясь с сельчанами, археологи узнали еще о нескольких местах в некотором отдалении от некрополя, откуда выходят человеческие черепа и кости.

- Если представить, что та территория, где существовал монастырь, и до той части некрополя, где мы сейчас ведем работы, была занята погребениями, то здесь покоится не одна тысяча человек, - говорит Д. Воякин. - Арабский географ ибн Хаукаль, побывавший в этих местах в Х веке, писал, что из-за чистого воздуха и уединенности сюда приходили монахи из далекой Сирии. Монастырь был очень известный, и это заставляет нас сейчас думать, что сам некрополь грандиозных масштабов, а значит, ученых ждет еще много интересных находок.

Исследования будут продолжены, а пока, чтобы археологический памятник не был разрушен природой или человеком, его бережно, согласно инструкциям, вновь закопали. После включения Сулеймантепа в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, думается, нашим властям следует озаботиться о сохранении уникального памятника и сделать всё возможное для дальнейшего изучения этого объекта, который представляет интерес и как объект паломнического туризма у христиан.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.

Для справки

Ассирийская церковь Востока является преемницей Церкви Востока, которая ведет свое происхождение от христианских общин, возникших в Сирии и Месопотамии в I-II вв. н. э. В 410 году на Соборе в Селевкии-Ктесифоне произошло обособление от церковной структуры Римской империи. Таким образом, Церковь Востока стала Поместной церковью Сасанидской империи.

Церковь Востока активно занималась миссионерством, в том числе в Индии, Китае и Восточном Туркестане. В V-VI веках она проникла в Согдиану.

Митрополия Церкви Востока в Самарканде, согласно ассирийским хроникам, была учреждена при патриархе Ишоябе II (годы патриаршества 628-643). Сирийский церковный деятель, врач и писатель Абу-ль-Фарадж (Григорий Иоанн Бар-Эбрей) упоминает о "несторианском" митрополите в Самарканде в 1046 году, находившемся в 4 фарсах  от Самарканда.