Сулеймантепа – христианский монастырь
О христианском храме в Ургуте ученые и широкая общественность узнали еще в 90-е годы прошлого века, когда остатки его стен после долгих поисков обнаружил археолог и востоковед Алексей Савченко. Во многих путеводителях Сулеймантепа обозначили как несторианскую церковь, однако, несмотря на определенную близость исторических предпосылок и религиозных воззрений, данное определение оспаривается Ассирийской церковью Востока. Но, пожалуй, главное, не в этом. За последние полтора года археологических исследований, проведенных здесь, ученые убедились, что это была не просто церковь, а целый монастырский комплекс, чья пятивековая деятельность оказывала большое влияние не только на население Самарканда. И сенсационное обнаружение некрополя с останками мужского пола является тому доказательством.
По следам Хаукаля и Савченко
«Савадар - горная местность, находящаяся к югу от Самарканда. В окрестностях последнего нет ни одного рустака (поселение – здесь и далее прим. ред.) более здорового в климатическом отношении, как более плодородного хлебом, так и лучшего фруктами, чем Савадар. Население его в физическом отношении и по внешнему виду самое здоровое среди жителей прилегающих мест. Рустак этот тянется с лишком на 10 фарсахов (один фарсах - 5,5 км) в длину и относится к числу самых здоровых горных мест, являясь наиболее культурным среди них, и эта культура не прерывается и не встречает никаких затруднений. В Савадаре есть христианская церковь. Я застал в них христиан, выходцев из Ирака. Они прибыли сюда из-за благоприятного географического положения, здорового климата и уединенности. В нем есть места, где можно остановиться (вакуфы); там некоторые из них устраиваются на длительное пребывание. Местность эта доминирует над большею частью Согда и носит название Вазкерд».
Это отрывок из "Книги путей и стран" арабского путешественника Абдуллы Касима ибн Хаукаля, жившего в X веке. Именно эти сведения не давали покоя исследователю Алексею Савченко, мечтавшему найти христианский храм в сердце Ургута, где Хаукаль обнаружил село Вазкерд. Безусловно, прошедшие века наложили свой отпечаток на местность: где-то изменились ландшафты, одни народы растворились в других, люди поменяли религиозные воззрения, свой быт и, естественно, географические названия. Поэтому отыскать храм, спустя десять веков, было непросто. Помог случай.
Так, во время проведения Восточно-Согдийской археологической экспедиции, организованной Академий наук Украины и Узбекистана в 1997 году, в кишлаке Суфиён («Отшельник»), в километре от того места, где работала экспедиция Савченко, местные жители строили дорогу и бульдозером зацепили кусок холма, и тут из места разлома выпало несколько жженных кирпичей.
- Жженный кирпич для археологов - первое свидетельство того, что постройка общественного характера, а не какой-нибудь частный дом, - поясняет директор Международного института центральноазиатских исследований (МИЦАИ) по программе ЮНЕСКО «Шелковый путь», доктор PhD Дмитрий Воякин. – Дело в том, что в те времена простые дома не строились из жженного кирпича – это было очень дорого. Поэтому, выехав на место, Алексей Савченко по кладке определил, что это не мечеть, а постройка раннего периода, до нашествия монголов. По расположению стен он предположил, что с высокой долей вероятности они и были остатками того самого христианского храма, который он искал много лет.
- Из интервью А. Савченко журналисту А. Харченко, 2007 год:
«Это было действительно дикое место, где бродили дикие звери, о чем свидетельствует коллекция кирпичей с отпечатками следов животных, которую мы собрали во время раскопок. Слепив кирпичи и перед тем, как поставить на обжиг в печь, их оставляли на солнце, чтобы они немного подсохли. А ночью тут появлялись звери и ходили по кирпичам. Свои следы оставили не просто волк, лисица, а снежный барс, дикобраз, медведь. Местечко начали осваивать только после Второй мировой войны: плодородная долина внизу уже была вся занята, и люди начали строить дома в горах.
И вот однажды один из аксакалов вечером накануне своего 104-го дня рождения прислал сына, чтобы сказать, что он вспомнил, как это место называлось в его детстве.
В начале века оно называлось "Урус мачит" ("Русская мечеть"). Это отголосок переосмысленного значения: если христианская церковь, значит, "русская". Утром я пошел поблагодарить старика и узнал, что ночью он умер...»
В результате раскопок, проводимых в 1999-м, 2004-м, 2005-м и 2022-м годах, было вскрыто несколько помещений, включая трапезную, алтарь с криптой, 150-метровый тоннель, ведущий от горного ручья в монастырские колодцы, глубиной в 13-15 м. Само сооружение было ориентировано по сторонам света, что типично для христианских храмов. Стены были с двойной кладкой, каждая по 2,5 м толщиной. Такие мощные стены нужны были для защиты от горных селей и оползней. Сохранились фрагменты росписей на стенах внутри здания. В монастыре располагалась лечебница, где практиковали даже хирургические операции. По данным радиоуглеродного анализа обнаруженной керамики было выявлено время основания монастыря – середина IX века. Позже были найдены некоторые предметы, относящиеся к VII веку, что говорит о еще более раннем основании монастыря.
- В ходе археологических изысканий в прошлом году под стеной на глубине 1,5-1,6 м была расчищена булыжная мостовая шириной 2,4 метра, сложенная из речных валунов, - рассказывает участник экспедиции, специалист по камеральной обработке археологических находок из Казахстана Александр Долгушев. - Также обнаружена фрагментированная керамическая чаша, изнутри украшенная изображением креста. Удивительной стала и найденная серебряная монета типа Бухархудата. Данные монеты были в ходу при Саманидах, Караханидах, Аббасидах (IX-XII вв. н.э.). Надпись выполнена на арабском языке и содержит обращение и имя правителя багдадского халифа аль-Махди.
По словам А. Долгушева, археологические исследования на Сулеймантепа можно проводить еще не один год, ведь культурным слоям монастыря несколько веков, а значит, ученых ждет не одна сенсационная находка. Но все упирается в финансирование.
Отмечу, что раскопки на Сулеймантепа в 2022-2023 году, проведенные МИЦАИ в тесном сотрудничестве с Самаркандским институтом археологии им. Я. Гулямова, финансировались «Обществом по изучению Евразии» (Швейцария), возглавляемым д-ром Кристофом Баумером. Именно интерес всемирно известного археолога К. Баумера к распространению восточного христианства на территории Центральной Азии стал своеобразным катализатором для проведения археологических раскопок в Ургуте и способствовал важному открытию – монастырскому некрополю.
Кстати
Название «Сулеймантепа» произошло от имени жителя этого места - Сулеймана, который после Второй мировой войны построил в селении Суфиён дом. В память о Сулеймане местные жители и назвали соседний холм «Сулаймантепа». Сейчас во всех справочниках и на Гугл-картах он обозначен как археологический памятник. А с сентября этого года данный объект в рамках Зарафшан-Каракумского коридора внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора и из архива Общества по изучению Евразии.
(Окончание следует).