Стратегия требует тактических мер

Стратегией развития Узбекистана на период до 2030 года предусмотрено довести объем ВВП на душу населения до четырех тысяч долларов США, в результате чего наша страна может войти в ряд стран со средним уровнем дохода. Стратегия охватывает 8-летний период, в то время как ежегодно, шаг за шагом предстоит решать конкретные задачи.

Последние три года были посвящены преодолению последствий пандемии. За этот период в стране удалось стабилизировать обстановку и создать условия для дальнейшего устойчивого роста. Это значит, что если до сих пор среднегодовые темпы роста ВВП не превышали 5,5 процента, то в 2024 году показатели макроэкономического развития могут быть гораздо выше. Логично предположить, что нет никакого смысла откладывать задачи по переходу на рельсы интенсивного развития на последующие годы.

Решение задач социально-экономического характера усугубляется еще и тем, что в стране сохраняется сложная демографическая ситуация. Так, за 11 месяцев 2023 года число родившихся приблизилось к 900 тысячам. Это значит, что в годовом расчете в следующем году предстоит обеспечить материальные потребности дополнительного миллиона населения. Чуть более чем через полгода предстоит обеспечить занятость 700-750 тысяч человек, достигающих трудоспособного возраста.

Какие же неординарные меры необходимо предусмотреть, чтобы не только покорить новые вершины экономического Олимпа, но и чувствительным образом повысить благосостояние населения, добиться повышения его реальных доходов, что невозможно без обуздания инфляционных процессов до разумных пределов? Не должна повториться ситуация, когда заработная плата учителей, врачей и других государственных служащих индексируется на уровне инфляции. Ведь такой подход означает сохранение достигнутого уровня жизни, но никак не его улучшения, что противоречит требованиям всеобщего экономического закона возвышающихся потребностей людей.

Время отказываться

Выход из складывающейся непростой ситуации с управлением макроэкономическими процессами видится в реализации следующих мер, направленных на повышение эффективности экономической деятельности:

  1. Увеличение производства продукции не в стоимостных или относительных, а в натуральных показателях. Например, добычу природного газа на 3 миллиарда кубометров, золота на 5 тонн, автобусов на 1000 единиц, трикотажного полотна на 80 тысяч тонн и так далее.
  2. Учитывая то, что более две трети денежных доходов населения расходуется на приобретение продуктов питания, разработать целевые программы по выращиванию каждым сельскохозяйственным районом конкретного количества мяса, молока, яиц, картофеля и овощей первой необходимости в ассортиментном разрезе. Отказаться от порочной практики экспорта овощей и фруктов без составления товарных балансов и насыщения ими внутреннего рынка. Такое возможно при полном отказе от косметического оформления статистических данных. Усовершенствовать систему доведения сельскохозяйственной продукции до конечного потребителя с участием минимального числа посредников.
  3. Отказаться от количественного подхода к созданию новых производственных единиц, в первую очередь, касающихся промышленности и строительства. Не секрет, что десятки тысяч малых предприятий входят на рынок, не имея бизнес-планов, внося хаос в систему энергоснабжения и неразбериху в финсистему. Необходимо усовершенствовать хозяйственный механизм так, чтобы добиться концентрации и специализации производства в соответствии с емкостью внутреннего рынка и экспортным потенциалом.
  4. Инвестиционная деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы не допустить создания излишнего, необоснованного объема производственных мощностей. Так происходило с размещением предприятий по производству цемента. Объем внутреннего рынка Узбекистана таков, что монополизм в каждой отрасли можно преодолеть с помощью 3-4 крупных промышленных предприятий.
  5. Отказаться от чрезмерной химизации сельского хозяйства. Производство химических минеральных удобрений поглощает более 10 процентов вырабатываемой страной электрической энергии. Производство удобрений без учета изменившейся структуры размещения продукции растениеводства, диспропорции в ассортименте выпускаемых удобрений приводит к высокому удельному энергопотреблению, тормозит процесс улучшения показателей эффективности.

Исходя из этого, возникает задача по разработке конкретных целевых программ по энергосбережению в разрезе отраслей, регионов, предприятий и учреждений.

Нужна твёрдая воля

Неспособность ЦБ регулировать инфляционные процессы вызывает необходимость разработки новых подходов к совершенствованию товарно-денежных отношений. Важным фактором обуздания инфляционных процессов, сокращения объема эмиссии денег является разработка и осуществление мер, направленных на сокращение внебанковского оборота наличных денег. Без проявления твердой воли, которая была присуща руководителю Сингапура Ли Куан Ю, нельзя добиться перевода реализации овощей, фруктов, винограда, картофеля, мяса и молока, производимого фермерскими хозяйствами в цивилизованное русло.

Настало время разработки конкретных показателей, направленных на выявление эффективности использования государственных средств бюджетными организациями. В первую очередь, это касается системы образования и здравоохранения, удельный вес которых в расходной части бюджета превысил 40 процентов. Расчеты показывают, что даже без выделения дополнительных средств можно значительно повысить качество образования и медицинского обслуживания.

В заключение следует отметить, что пока не начнется реальный процесс децентрализации экономики, основанный на широком участии народных масс в управлении экономическими процессами (например, акционирование банков и промышленных гигантов), конвертации научных разработок отечественных ученых к реформированию отраслей, нельзя надеяться на достижение прорывных результатов в деле вывода Узбекистана в ряд конкурентоспособных стран.   

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.