Стоит ли ожидать прорывных результатов?

Известно, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по разделению территорий республики на категории и внедрению дифференцированной системы поддержки предпринимательства» районы и города страны с нового года разделены на пять категорий. Попробуем рассмотреть сущность данного решения на примере Нурабадского района, который по уровню инвестиционной привлекательности и организации предпринимательской деятельности отнесен к четвертой категории, а в середине 2022 года району в числе немногих районов республики придан статус инновационного.

Логично предположить, что данный статус и нахождение в нижних рядах категорирования должно вызвать у местной команды управленцев усиленное стремление изменить положение дел и занять более высокие ступени в табели о рангах. Тем более, что ниже него, то есть в пятой категории оказался единственный район Самаркандской области - Кошрабадский.

Созданный в ноябре 1976 года и имеющий самую огромную среди регионов области территорию Нурабадский район традиционно специализирован на производстве животноводческой продукции и добыче нерудных материалов. Опираясь на такие науки, как маркетинг и менеджмент, потенциал любой территории можно определить на основе SVOT-анализа, то есть сильных и слабых сторон, которые необходимо учитывать при осуществлении предпринимательской деятельности.

На наш взгляд, сильные стороны Нурабадского района отражают следующие факторы:

- самая обширная территория, создающая возможность осваивать новые земли, открывать новые запасы полезных ископаемых, удобно и эффективно размещать вновь создаваемые производственные объекты;

- благоприятные климатические условия, в равной мере способствующие развитию животноводства и растениеводства, сферы туризма, лесного и рыбного хозяйства;

- удобное географическое положение, - территория района расположена между тремя областными центрами, городами Самарканд, Карши и Навои, а также пересечение части территории автомобильной трассой международного значения М-37;

- достаточно надежная система энергоснабжения, позволяющая успешно реализовать имеющийся производственный потенциал, осуществить индустриализацию района;

- возможность перенять опыт и организовать плодотворное сотрудничество с корпоративными управляющими и предпринимателями Самаркандского района, отнесенного ко второй категории и расположенного по соседству;

- функционирование на территории района Южного рудоуправления НГМК, осуществляющее производственную деятельность на основе современных инновационных технологий;

- реальная возможность для привлечения в производственно-хозяйственную деятельность неограниченного числа физически крепкого и целеустремленного трудоспособного населения.

Почему же, имея такой огромный производственный потенциал, возможность в течение пяти лет опереться на филиал СЭЗ «Ургут» (с присущими ей максимальным набором льгот и преференций), Нурабадский район оказался в 4-ой категории? В чём основные причины того, что не удается раскрыть этот потенциал?

Для этого мы должны обратить внимание на слабые стороны, которые характеризуют Нурабадский район и отвечают на указанные вопросы:

- осуществление производственной деятельности в отрыве от достижений современной науки и техники. Например, подход, основанный на таких науках, как маркетинг и экономическая теория, давно бы решил вопросы о полном прекращении производства хлопка на ограниченных поливных землях и перехода к размещению сельскохозкультур с более высокими показателями эффективности.

- в противоречии с требованиями экономической теории 90 процентов крупного и мелкого рогатого скота сконцентрирована в индивидуальном секторе (только 10 процентов из них приходится на организованный сектор);

- недостатки в работе по подбору и расстановке руководящих кадров. Частая смена руководства не позволяет разработать и осуществить меры, способствующие перспективному развитию, в частности поиска резервных источников пополнения местного бюджета. Вопреки всякой логике, доходная часть бюджета района формируется не за счет налогов с предпринимательской деятельности, включения в оборот огромных земельных площадей и увеличения поголовья скота, а за счет налогов с физических лиц, то есть налогообложения и без того низких доходов занятого в организованном секторе населения. Нет ясной картины с обводнением пастбищ, обеспечением населения питьевой водой, подготовкой кадров не только для вновь создаваемых промышленных предприятий, но и для животноводческих комплексов и сферы туризма;

- централизация управления, ограничение свободы предпринимательской деятельности. Располагая большим поголовьем скота и птицы, местные органы управления не имеют полномочий самостоятельно решить вопрос создания для них надежной кормовой базы;

- навязываемый сверху подход к организации предпринимательской деятельности, наблюдается погоня за количеством вновь создаваемых субъектов. Например, ежегодно регистрацию проходят несколько десятков новых промышленных предприятий. Формально их число по району доведено до 200 единиц. В реальности на долю 15 промышленных предприятий приходится 90 процентов от общего объема выпуска продукции, остальные предприятия числятся на бумаге, в основном бездействуют, при этом занимают земельные площади, транжирят энергоресурсы, разрушают кредитно-финансовую систему, создают видимость благополучия с занятостью населения. Такая же картина со строительными организациями, число которых перевалило за 70, - у них маломощная техника, специалисты с низкой квалификацией, ограниченные оборотные средства.

С другой стороны, стоит ли ожидать коренных изменений в развитии территорий, если предоставляемые льготы и преференции не настолько ощутимы и не отражают реального положения дел на местах? Например, во главу угла этих льгот стоит налог с оборота, ставка которого понижена с четырех до трех процентов. Этот налог касается предприятий, которые имеют небольшие обороты, поэтому в годовом исчислении по Нурабадскому району эти льготы равны четырем миллиардам сумов. Если учесть, что одно новое рабочее место в специальных промышленных зонах района обходится в 400-500 миллионов сумов, то за счет этих льгот они за год возрастут на 80- 100 единиц, в то время как в неорганизованном секторе занято около 40 тысяч экономически активного населения.

В качестве заключения хотелось бы отметить два момента.

Во-первых, критерии отнесения городов и районов к той или иной категории нуждаются в совершенствовании, - они должны быть научно обоснованными, объективными, чтобы не было сомнений с предоставлением льгот и преференций. Анализ статданных показал, что Нурабадский и Кошрабадский районы на душу населения во многом имеют аналогичные социально-экономические показатели. Следует также признать, что по ряду показателей оказавшийся в пятой категории Кошрабадский район даже имеет сравнительно лучшие показатели.

Во-вторых, население района, традиционно занимающееся выпасом скота, в большинстве своем лишено навыков предпринимательской деятельности и ожидает нестандартных подходов для мотивации к новым формам предпринимательской деятельности, к разработке новых инвестиционных проектов. Наивно предполагать, что без осуществления целого комплекса напряженных подготовительных работ здесь каким-то чудом появится плеяда инициаторов-бизнесменов и возьмется за реализацию инвестпроектов, стоимостью в миллионы долларов США...

Илхом ВАФАЕВ,

начальник отдела маркетинга областного Совета предпринимателей.