Созерцая красоту мукарнаса

Сегодня вопросы реставрации архитектурных памятников стоят так же остро, как и сто лет назад. Немало утеряно секретов старых мастеров, многим ныне живущим реставраторам иногда приходится заново открывать способы изготовления материалов или методы строительства. В этом помогает накопленный опыт старшего поколения.

Поражает своей красотой мукарнас или как все привычно называют их – сталактиты - мечети медресе Тилля-Кори, расположенной на площади Регистан. Из беседы с Амрилло Нажмиддиновым - мастером-реставратором, занимающимся украшением ганчем мечетей и медресе, мы узнали, что в 1970-х годах в мечети Тилля-Кори произошел крупный пожар, были сожжены деревянные балки, а 5 см кирпичной кладки была повреждены из-за высокой температуры. Прибывшие пожарные стали тушить пожар водой, и вследствие перепада температуры кирпичи медресе сильно потрескались. Убрав поврежденную часть кирпичей, мастера занялись реставрационными работами. В реставрации мечети принимал участие такой ведущий мастер-реставратор, как усто Ибрагим Шермухаммедов.

Раньше реставраторы не вносили новшеств в орнамент, поэтому древние орнаменты мечети были вновь воссозданы, благодаря высокому мастерству и таланту таких реставраторов как усто Анвар Кулиев и Амрилло-ака, которые украсили купол мечети, используя мукарнас и ираки.

Отмечу, что в силу запрета на изображение животных и людей в исламе, здания украшали растительными орнаментами, такими как ислими, арабески или гирих. Гирих (от перс. узел) – это сложный рисунок, образованный многократным наложением друг на друга геометрических фигур - линий, многоугольников и круга. Он выглядит как сверхсложная математически выверенная сетка. В исламе фигуры гириха изображают строение мира. Внутри мечетей таким орнаментом расписывался михраб - ниша, в которую становился перед молитвой имам.

Орнаментом мукарнас украшали купола, полукупола, ниша, арки и перемычки (где верхние углы квадратного помещения заполняются так, что потолок кажется куполообразным). Своим внешним видом мукарнас напоминает пчелиные соты. По мнению некоторых ученых, они символизируют семь уровней рая, верхним из которых является трон всевышнего. Существует несколько разновидностей орнамента мукарнас, одним из которых является ираки. Кстати, для воссоздания орнамента мукарнас мастеру-реставратору требовались глубокие знания математики, поэтому мастера-реставраторы того периода были всесторонне развитыми.

Амрилло-ака с большой гордостью рассказывает о своем учителе – мастере Усмоне Асадове, который выпустил большое количество учеников. Бывало, что некоторые родители жаловались на то, что, хотя их ребенок много и долго занимался, но они не замечали прогресса в его обучении. На это мастер отвечал: «Если под перепелку поставить 10 яиц, из них вылупится 10 птенцов, но будут петь только два. Так и в обучении».

Как-то Амрилло-ака по совету учителя прочитал книгу и заинтересовался жизнью святых. Книга была посвящена восточной архитектуре, но также в ней давалось житие святых людей. Приведу небольшой отрывок из этой книги: «При строительстве здания приглашались мастера, ежедневно совершающие пятикратную молитву. Как-то прораб, который следил за стройкой, увидел у одного из мастеров сырую глину на лице. Вечером того же дня заметил, что эта глина подсохла на его лице. Позвав правителя, он сообщил ему, что мастер не совершает омовение, доказательство тому, что целый день он ходил с этой глиной на лице. Правитель спросил у строителя: «Правда ли это?», на что тот ответил утвердительно. Однако он объяснил, что он утром совершает омовение и целый день ничего не ест и не пьет, поэтому его омовение соблюдается в течение дня, и он молится, не совершая омовения». Вот с такой сильной верой мастерами возводились медресе и мечети того времени, благодаря чему они дошли до наших дней.

Думаю, чтобы достичь таких высот, каких достигали наши предки, нужно постоянно работать над собой, совершенствовать свое мастерство и жить с любовью к своему делу.

Наргиза ШАРИПОВА,

гид-экскурсовод ансамбля Регистан.