Союз дружбы и таланта

Каждое время имеет свои отличия, и памятники скульптуры как нельзя точнее являются их отражением.

В конце XIX - начале XX века в Самарканде устанавливались памятники, которые из-за отсутствия местных скульпторов изготавливались и привозились из России. В 1913 году у здания железнодорожного вокзала был установлен монумент в честь строителей железной дороги от Каспия до Самарканда, а к 300-летию царствования дома Романовых в 1913 на Чупанатинских высотах торжественно открыт памятник-обелиск, посвященный взятию Самарканда. На территории парка-озера, у входа в летний кинотеатр, также был установлен еще один обелиск в память 50-летия присоединения Самарканда к России, открытие которого должно было состояться в 1918 году. Однако в связи с Октябрьской революцией торжественное открытие этого памятника так и не состоялось. В 1945 году, по решению городских властей, этот памятник разобрали, а материалы с него были использованы для установки монумента в честь победы советского народа над фашистской Германией, который установили на Абрамовском бульваре.

На самаркандском Солдатском кладбище над могилами похороненных также устанавливались скульптурные надгробия, которые привозились из России. Самым первым скульптурным монументом, созданным на самаркандской земле, можно считать многофигурный памятник «Свободы». Он был возведен в 1920 году по проекту военнопленного - австрийского подданного Э. Руша. Скульптурные фигуры к нему были исполнены самим Э. Рушем.

После 1924 года город заполонили многочисленные изваяния вождя пролетариата В. И. Ленина. На площади у железнодорожного вокзала был установлен один из самых его первых памятников. Помимо этого, почти в каждом из колхозов и организаций обязательно стояли либо бюст, либо скульптура Ленина. В центральном городском парке, в духе времени 30-х годов, стояли фигуры: «Летчик», «Спортсмены» и «Пионеры», а в самом его центре - скульптура вождя народов. Позже в городе ставились скульптуры И. Сталину, которые убрали после разоблачения его культа личности. Все эти изваяния носили историко-политический характер, их нельзя было назвать в полном смысле слова творческими скульптурными работами.

Особый период

В 60-е годы в жизни искусства Самарканда наступает особенный период, характеризующийся притоком молодых творческих сил – художников и скульпторов, получивших высшее художественное образование в различных вузах большой страны. В 1964-66 годах в Самарканд приезжают сразу четыре таких молодых скульптора. По окончании Тбилисской государственной Академии Художеств им. А. Кутателадзе приезжает Нодари Бандзеладзе, Ташкентского института им. А.Н. Островского - Эйнулла Алиев, Василий Дегтярёв и Николай Цой. Они в 1966 году были направлены Государственной экзаменационной комиссией института на работу в город Самарканд. Помимо них, из Петербурга в Самарканд приезжает группа молодых художников: Владимир Бохан, Николай Прощенок, Юрий Усаковский и Владимир Долгополов.

Из них формируется группа единомышленников - творческий союз скульпторов и художников, которому будет суждено плодотворно трудиться вместе многие годы. Наиболее близким друг к другу становятся трое из них. Практически ровесники – три скульптора: Э. Д. Алиев родом из Баку, В. И. Дегтярёв – из села Черкасы в Казахстане и Н. А. Бандзеладзе из грузинского села Дерчи.

Поступив на работу в мастерские Самаркандского художественного фонда, ваятели сразу же начали жить активной творческой жизнью. Мастерские для скульпторов находились в те годы поблизости от Регистана на территории старой мечети Кош-Хауз. Помимо выполнения заказов, они становятся участниками республиканских и областных выставок. Оказавшись на древней самаркандской земле, художники соприкоснулись с новой, колоритной реальностью, щедро питающей их своим многообразием. Изучая традиции местного народного творчества и развивая волнующие темы, они постоянно находились в поиске нового. Типы и характеры из народа привлекали к себе внимание скульпторов.

Знаменитое трио

Они брались за создание различных жанровых образов - реалистические портреты государственных деятелей и исторических личностей, а также лирические и даже шуточные темы. В 1968 году все они вступают в члены Союза художников Узбекистана, а в 1969 году Э. Алиев становится председателем правления Самаркандского отделения Союза художников. На этой должности Алиев и Дегтярёв были сменными председателями до 1986 года, когда им приходилось выполнять как общественно-руководящую работу, так и работать творчески.

И хотя скульпторы отличались друг от друга по темпераменту и характеру, стилю работы и личным предпочтениям в технике исполнения, им удалось найти золотую середину, дававшую возможность творить и создавать сообща, где каждому из них находилось место для самовыражения. И, конечно же, крепкая дружба между ними тоже помогала в совместной работе. В итоге получался ценный сплав дарований.

Одним из первых крупных государственных заказов стала работа в 1968 году, когда творческой группе, состоящей из художника Н. Прощенка и скульпторов: В. Дегтярёва, Э. Алиева, А. Джишиашвили и Н. Бандзеладзе поручили оформлять интерьеры новой гостиницы «Самарканд». Работая вместе с художником Николаем Васильевичем Прощенком, который выполнял росписи в банкетном зале ресторана, скульпторы создают в этом же зале оригинальную композицию «Той» в технике чеканки – она становится первым монументальным произведением города (ныне утеряна). Далее ваятели создают скульптурные композиции для вестибюля и внутреннего дворика гостиницы «Самарканд». В 1969 году на фасаде нового здания областной библиотеки имени А. С. Пушкина творческая группа в том же составе создает чеканный рельеф «Передача знаний». Идея этого оригинального панно принадлежала талантливому художнику Николаю Васильевичу.

В 1970 году скульпторами Э. Алиевым и В. Дегтярёвым создаются изваяния для здания Самаркандского института каракулеводства. В 1971-74 годы ими на высоко профессиональном уровне с учетом национальных традиций были выполнены художественные работы в Бухаре для одноименной новой гостиницы. В октябре 1977 года за комплексное монументальное оформление интерьеров и экстерьеров гостиницы «Бухара» самаркандская группа скульпторов и художников - Э. Алиев, В. Дегтярёв, Н. Бандзеладзе, А. Джишиашвили, С. Ракова и Н. Прощенок - была удостоена Государственной премией Узбекской ССР имени Хамзы.

Один объект не был похож на другой, везде от художников требовался индивидуальный подход и поиск новых решений. Позже группу самаркандских скульпторов пригласили в Ташкент, доверив им наружное оформление здания Центрального выставочного зала Союза художников Узбекистана. Были изготовлены фасадные декоративные светильники в виде фигур фантастических существ. В этом же здании, спустя некоторое время, проходила их совместная выставка скульптур.

В 1977 году для строящегося Ташкентского метрополитена они оформляют станцию «50 лет СССР», переименованную позже в М. Улугбека, и в 1984 году - «Чкаловская» («Дустлик»), для которых они исполняют работы в технике чеканки по меди.

Помимо совместных творений у каждого из них были и авторские работы, где уже в полной мере раскрывалась индивидуальность того или иного скульптора. У Василия Дегтярёва на личном счету имелся целый ряд работ, особым образом украсивших собою Самарканд. Памятник, выполненный из кованного алюминия первому космонавту, Юрию Алексеевичу Гагарину, бюсты историческим личностям – писателям Горькому в Центральном парке и Чехову, установленному возле одноименного драматического театра.

В 1983 году совместно со скульптором Н. Бандзеладзе создана бронзовая конная статуя, посвященная красному командиру Миршарапову, которая была установлена на кольцевой развязке в Самарканде напротив здания ЦУМа. Создавался еще целый ряд скульптур для районных центров и колхозов Самаркандской области.

Окончание следует.

Александр ГАЛАК.

P.S. Статья подготовлена, благодаря содействию и помощи А. Дегтярёва и Я. Алиевой.