Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Союз дружбы и таланта

Один объект не был похож на другой, везде от художников требовался индивидуальный подход и поиск новых решений. Позже группу самаркандских скульпторов пригласили в Ташкент, доверив им наружное оформление здания Центрального выставочного зала Союза художников Узбекистана. В 1977 году для строящегося Ташкентского метрополитена они оформляют станцию «50 лет СССР», переименованную позже в М. Улугбека, и в 1984 году - «Чкаловская» («Дустлик»), для которых они исполняют работы в технике чеканки по меди.

Помимо совместных творений, у каждого из них были и авторские работы, где уже в полной мере раскрывалась индивидуальность того или иного скульптора. У Василия Дегтярёва на личном счету имелся целый ряд работ, украсивших собою Самарканд. Памятник, выполненный из кованного алюминия первому космонавту, Юрию Гагарину, бюсты писателям - Горькому в Центральном парке и Чехову, установленный возле одноименного драматического театра. В 1983 году совместно со скульптором Н. Бандзеладзе создана бронзовая конная статуя командира Миршарапова, которая была установлена на кольцевой развязке напротив здания ЦУМа. Создавался еще целый ряд скульптур для районных центров и колхозов нашей области.

Самаркандская земля, щедрая по своей сути, подпитывала их творческими идеями. Национальный колорит находил воплощение в таких материалах, как металл и дерево, шамот и камень. Особенно трудными, с точки зрения технологии исполнения в местных условиях, были скульптуры в металле, которые приходилось отливать в других городах. Ставшая в те годы популярной техника выколотки листовой медью поверх отливки из стеклобетона получила особо широкое применение в Самарканде и неоднократно использовалась ими.

Работая над своими первыми самостоятельными скульптурами, Э. Алиев чувствовал неудовлетворенность от свойств материала. Глина, мрамор, металл, хотя и содержали в себе большие возможности для скульптуры, но были традиционны. Э. Алиев задался поиском нового – «своего» материала. Скульптору хотелось, чтобы в нем сочетались пластичность глины и своеобразная зернистость готовой поверхности. После ряда экспериментов удачный вариант материала был найден. Им оказался состав из смеси декоративного цемента и легких керамзитов. Из этого материала он создает «Портрет сына».

Первая выставка, посвященная скульптуре республик Средней Азии и Казахстана, проходившая в Ташкенте в 1982 году, наглядно показала, как развивается этот вид искусства в Узбекистане. Из всех областных организаций Союза художников самаркандцы были представлены наиболее широко и собрали наибольшее количество наград. Из 10 скульпторов Узбекской ССР на выставке из Самарканда представили свои работы шестеро: Э. Алиев с тремя работами в металле, Н. Бандзеладзе с семью, В. Дегтярёв с одной личной работой и одной в соавторстве с Н. Бандзеладзе. Скульпторы А. Шаймурадов и Н. Истомина выставили по одной работе, Т. Эсанов - две. Их композиции обратили на себя общее внимание. В 1982 году построили новое здание мастерских Художественного фонда, и в нем под скульптурный цех отвели самое большое помещение.

Асель

Замыслы художников рождались по-разному. На это влияли и встречи с интересными людьми, и хорошие книги. Один из таких интересных случаев произошел с Э. Алиевым. Учась в Ташкентском институте, он взял в руки только что изданную книгу Чингиза Айтматова «Повести гор и степей». Открыв первую страницу, он уже не мог остановиться. А потом много размышлял. Из всех произведений особенно глубоко запал в его сердце светлый образ героини повести «Тополек мой в красной косынке» - Асель. После прочитанной книги он по-новому увидел свою любимую девушку и сокурсниц, в которых стал различать трогательные черты Асель. Повсюду искал художник свою Асель. Однажды он ее увидел целиком.

Как-то ранней весной состоялась творческая командировка в район горного Бахмала. В Бахмале очень красивые места и большой простор для творчества. Нашагавшись за весь день с фотоаппаратами и этюдниками, художники утомились. Э. Алиева замучила жажда, и он постучал в калитку ближайшего из домов горного кишлака, попросив пить. Калитка распахнулась, и две тоненькие руки протянули ему косу с кумысом. «Я взглянул на девочку и совсем позабыл о жажде. Передо мной стояла Асель, какой я ее себе представлял». Нет слов, способных описать, как он обрадовался в тот момент. Девочка-подросток, дочь чабана – именно этот образ и это лицо он искал все семь лет. У него под рукой был фотоаппарат, с которым он никогда не расставался. Скульптор быстро сделал с девочки ряд фотоэтюдов. Вернувшись в город и подготовив фотоматериалы, он сразу же продолжил работу над образом в своей скульптурной мастерской.

Алиев позже рассказывал об этом: «И ничего больше не интересовало меня, ничем больше не мог заниматься». А когда скульптор завершил свой труд в 1971 году, то почувствовал в себе тихую радость от того, что наконец, готова его «Асель».

Алишер Навои в Ташкенте

Будучи мастерами скульптуры широкого диапазона, три дружных ваятеля на деле демонстрировали, что могли творить, начиная от монументальных форм и заканчивая миниатюрными произведениями. В 1991 году мастерам поручили знаковую работу – монументальный памятник знаменитому узбекскому поэту Алишеру Навои в Ташкенте, к 550-летию со дня его рождения. Работу над ним самаркандская тройка скульпторов считала вершиной своего совместного творческого пути.

Перед ваятелями поставили ответственную задачу по воссозданию образа знаменитого поэта и мыслителя. В монументальной скульптуре должны были сочетаться историческая достоверность и черты индивидуальности Алишера Навои. Прежде чем приступить к работе над образом, скульпторы побывали в Ташкентском музее его имени. Они изучили все прежде созданные изображения поэта, просмотрели документальные и художественные ленты о нем и проконсультировались с экспертами в области творчества и биографии Навои. После поисков и размышлений друзья пришли к одной мысли – создать образ поэта, как бы делающего шаг из земной жизни в вечность.

В процессе работы у скульпторов родился динамичный и в то же время содержательный образ. Центр тяжести фигуры поэта был еле заметно перемещен на правую ногу, а слегка согнутая левая нога устремилась вперед. Таким образом еще полнее раскрывался дух его гения и красота поэзии. В правой руке он напряженно держал декоративный, богато украшенный орнаментом посох. Самому посоху, по мнению скульпторов, отведено отдельное внимание. Он имел куполообразное навершие, состоящее из семи геометрических форм, как образ произведений поэта «Семь красавиц» и «Семь планет». При этом варианте цельно смотрелся свисающий слева конец чалмы, закинутый за правое плечо, служивший поэту защитой от солнца и пыли во время его путешествий по странам. В лице Навои художники постарались отобразить светлую улыбку его души, с глазами, полными грусти, надежды и неповторимой проникновенности. Богатый узор узбекского национального костюма и вертикальные складки халата завершали задуманное и придавали образу поэта особое величие его дарования.

Э. Алиев вспоминал: «Нодар, Василий и я работали над этим детищем с полной отдачей сил и чувством ответственности и уверенности в себе. Трудились так, будто готовились к этой работе всю свою совместную творческую жизнь, т.е. почти 25 лет. Нодар любит работу горячо начинать, Василий быстро и мажорно продолжать, а я усидчиво и продуманно завершать. В этой разности и есть наша общность, породившая Навои - пластичным по форме, гуманным и поэтичным по содержанию, лиричным и гармоничным по трактовке».

В этой работе скульптура Алишера Навои, органично согласуясь с окружающей архитектурой, организовывала одно цельное пространство. В ней получил свое воплощение союз двух видов искусств, к которому в своем творчестве всегда стремились зодчие и скульпторы. Этому способствовали такие факторы, как согласованная работа скульпторов с руководителем творческой группы - архитектором Д. Латыповым.

Законченный архитектурно-скульптурный ансамбль, посвященный Алишеру Навои, в виде 22-метровой ротонды, восемь колонн которой поддерживают бирюзовый купол. Ротонда с куполом была установлена на самой верхней точке Национального парка Ташкента. Скульптурная фигура поэта семиметровой высоты, отлитая в бронзе, стала концептуальным центром всего комплекса. Не успело пройти и года, как этот памятник поэту А. Навои стал достопримечательностью Ташкента.

С 1 июля 1994 года Указом Президента Узбекистана была введена современная национальная валюта Республики Узбекистан – сум. На одной из денежных купюр достоинством в пять сумов, на обратной ее стороне был изображен архитектурно-скульптурный ансамбль с памятником Алишера Навои.

Остались в памяти знатоков

Течение жизни властно над всеми. Наступили времена потерь, когда скульпторы начали уходить в вечность один за другим. В 1995 году не стало В. Дегтярёва, в 2000-м - Н. Бандзеладзе, Э. Алиеву суждено было уйти из жизни последним из троих - 15 мая 2001 года.

Последней совместной работой трех самаркандских скульпторов была монументальных размеров (с пятиэтажный дом) конная статуя легендарного народного героя Спитамена, руководившего отрядами народного ополчения в борьбе с напавшими на Согдиану войсками Александра Македонского. По замыслу авторов, она должна была встречать на подъезде к Самарканду гостей, символизируя стойкость и независимость народа. Место для ее размещения определили на Чупанатинских высотах и залили массивным бетонным постаментом. Рядом на ландшафтных террасах распланировали комплекс для отдыха горожан, на территории которого должен был находиться ресторан с оригинальной входной группой круглого типа и детский кинотеатр в корпусе самолета Ан-24.

Скульпторы успели создать модель легендарного героя. Спитамен получился величественным, гордо восседающим на коне и держащим одной рукой узду, а другой копье, а на сгибе локтя этой же руки был небольшой круглый щит. Для завершения большой работы оставалось только сделать отливку в бронзе, которую пришлось заказывать в Минске. Но в последний момент обстоятельства свыше изменились и ход работ был приостановлен. Привезенная бронза пошла на изготовление другого большого памятника, установленного на городском бульваре, – Амиру Темуру.

В фондах Самаркандского музея хранятся некоторые из произведений известной всей республике тройке скульпторов, которые подарили свою жизнь и талант городу, ставшему для них родным.

 Монументальное искусство и скульптура в 80-е и 90-е явились периодом расцвета, став наиболее яркими и плодовитыми годами в жизни Самарканда. Но с течением времени в стране стали меняться приоритеты и ценности, и вместе с этим стал изменяться облик города. По этой причине часть скульптурного наследия, годами украшавшего улицы и площади города Самарканда, постепенно стала исчезать с поля зрения и теперь о них помнят только старожилы…

Александр ГАЛАК.