Сохранить человека в человеке, или Когда будет принят закон о защите животных?
Ситуация с бродячими животными и отношением населения к братьям нашим меньшим в стране плачевная. С одной стороны, усилено законодательство за жестокое обращение с братьями нашими меньшими, с другой - растет число граждан, которых раздражают акции по защите животных и люди их защищающие. Случай в Самарканде, когда собаки на самовыгуле без намордника набросились на маленького мальчика, проходившего по улице и которого чудом от расправы спас таксист, усилил негативное отношение к животным. Большинство сразу потребовало уничтожить якобы "бродячих" собак, но, к счастью, были и те, кто поднял вопрос их хозяев и проведения собачьих боев в стране. Как выяснилось позже, напавшие на ребенка собаки не были бродячими, у них имелся хозяин, и они оказались бойцовскими…
Тему проведения собачьих боев у нас обычно обходят стороной, считая это чуть ли не национальной традицией, хотя хорошо известно, что истоки этого кровавого зрелища начинаются в Англии XVIII века. В настоящее время во многих развитых странах собачьи бои запрещены законом. И у нас в стране это было бы под запретом, если б приняли Закон "О защите животных от жестокого обращения", проект которого Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства Республики Узбекистан выносил на всеобщее обсуждение 15 июля 2019 года. Однако законопроект, о котором еще будет упомянуто в статье, остался в анналах интернета, а жестокость по отношению к животным продолжается.
Это страшное слово - отловка
Чтобы ознакомиться с проблемой жестокого обращения с животными и безответственного отношения к ним человека, следует хоть раз посетить самаркандскую отловку при городском управлении благоустройства. Находится она на мусорном полигоне в Хишрау. На более чем 22 сотках, где часть площади отведена под хозяйственные нужды, с вольерами и вне их обитает 700-800 собак.
Узнать много это или мало позволяет простой расчет: на содержание одной собаки, в зависимости от ее размера, по международным стандартам требуется вольер площадью от шести до девяти квадратных метров. В отловке на каждую собаку приходится 3,2 кв. метра. А собак сюда все везут и везут. В день, по словам смотрителей, привозят от 40 до 70 животных, однажды привезли 90. Большинство из них имело хозяев, поэтому очень доверяет человеку. Когда мы с членами группы "Сохраним Самарканд" зашли на собачью территорию, ни один пес даже не попытался нас укусить: собаки - огромные и маленькие - только обнюхивали нас, тыкаясь в ноги, и хотели, чтобы их погладили по голове…
За содержание в отловке собак, их лечение и кормление, с октября прошлого года взялись волонтеры самаркандского общества защиты животных "Терра". Однако силы равнодушия и отзывчивости в нашем социуме явно неравны. По словам руководителя ОЗЖ "Терра" Дианы Бабаян, собак столько, что еды, приготовленной в пяти 150-литровых казанах, не хватает на сутки. Не хватает средств, рук, площади и сострадания.
Волонтер Татьяна Хайрова, едва сдерживая слезы, рассказывает, как пару дней назад сюда под ворота бросили мешок с щенками и тут же по нему проехали. Двое щенков умерло ужасной смертью сразу, двое мучились еще полдня. Как возможна такая немыслимая для цивилизованного человека, живущего в XXI веке, жестокость?!
"Терра" милосердия
- Да, у нас нет видеокамер, по которым можно было бы отследить подобных нелюдей, - говорит Диана, известная в Самарканде защитница собак, - у нас много чего нет, но в первую очередь - кадастра на это место. Из-за этого наше ННО не может полноценно работать: заключить официальный договор с управлением благоустройства, взаимодействовать с крупными спонсорами, сделать проект для строительства нормальных вольеров, организовать полноценную дезинфекцию. Здесь нужно повышать этажность, так как места катастрофически не хватает, собак везут постоянно. При этом и старых, и больных, и щенков - всех без разбора, без полноценной регистрации и осмотра ветеринара, потому что нет оборудованного для них медпункта, специальной карантинной зоны. Тут все вперемешку: ты лечишь одну собаку, а на следующий день она куда-то девается. Высокая смертность из-за скученности, невозможности всех осмотреть. Имеющиеся вольеры категорически не подходят для животных. Они без скатов, стоков, холодные. Их невозможно помыть. А еще по всем нормативам воду после промывки нужно собирать и обеззараживать, но нет такой возможности. Крыши текут, сырость зимой и весной, все это усугубляет ситуацию со здоровьем животных. После встречи с хокимом области нам нашли спонсора, который построил новые вольеры, но и они тоже не отвечают стандартам, потому что их возвели на глазок. Сейчас просим, чтобы нам сделали дополнительную кухню, у нас есть еще два казана, но для них нужно место…
В неделю три смотрителя, которые числятся в штате управления благоустройства, и волонтеры "Терры" Виктория Пегова, Анна Иванова, Азиз Моисеев готовят на всех собак 1,5 тонны сечки и 1,5 тонны мяса. Покупаются и сухие корма. Благо в стране и за рубежом есть добрые люди, любящие животных, которые перечисляют на счета ОЗЖ деньги, находятся спонсоры, помогающие с инвентарем, подстилками, лекарствами. Находятся и опекуны, готовые взять из отловки животных. Но, в основном, берут за границу: Россию, Эстонию, Швецию... С начала года таким образом пристроили порядка 200 собак. У самой Дианы дома 23 собаки, на передержку постоянно берет и лечит больных животных Ольга Грехова.
Сейчас с помощью россиян реконструируется несколько вольеров под медблок, этим занимается Феликс Редькин.
Деятельность "Терры" абсолютно прозрачна, в группе в социальных сетях регулярно публикуются отчеты. Например, в июне было потрачено 27 миллионов сумов на кормление и лечение. Все коммунальные расходы покрываются самим управлением благоустройства. Смотрителям доплачивают волонтеры из Узбекистана и России. Услуги ветеринарных врачей тоже оплачивают сами волонтеры, хотя такие ветеринары, как Джасур Юлчиев и Азиз Ходжаев, зачастую делают скидки. Но найти врача, который постоянно находился бы отловке, невозможно, хотя он крайне необходим. Почему? Пока нет условий. Привлекать студентов ветеринарного вуза для прохождения здесь практики, как это принято за рубежом, тоже передумали. Большинство из них работает с птицей, крупным и мелким домашним скотом, а к собакам относится пренебрежительно. "Один как-то приезжал, - вспоминает Диана, - так после его уколов многие собаки умерли. Другой подошел к больному псу и начал его бить. Как на такое смотреть?"
По словам волонтеров, до них в отловке бывали случаи, когда собак продавали на мясо по 80 тысяч за кг. Забивали там же, на полигоне. По сей день приезжают некоторые бывшие "клиенты" и спрашивают. Сейчас прежние сотрудники уволены и подобным "промыслом" здесь уже не занимаются, но вот точки общепита в Самарканде, где подают на стол мясо собак, которое не входит в перечень разрешенных по санитарным нормам к убою, по-прежнему работают…
Центр помощи бездомным животным
На удручающем фоне отловки Центр помощи бездомных животных "Terra vita" г. Самарканда, расположенный на территории бывшего племсовхоза, смотрится намного лучше. Центр уже семь лет занимается проблемами, нуждами, пристройством и дальнейшим отслеживанием судьбы животных, отданных под опеку.
За семь лет, по словам его руководителя Марины Свиридовой, наработан большой опыт, но и нервов потрачено немало. Сколько было отчаяния, когда не хватало средств для строительства вольеров, лечения и питания собак, при виде того, что с ними делает иной раз человек. Бывало, когда поначалу доверяли собак якобы опекунам, а на самом деле их забирали на "мясо". С тех пор идет постоянное отслеживание судьбы животных, которых отдают из приюта.
В центре, где сейчас проживает более 120 собак, есть соответствующие нормативам вольеры, где содержатся по три-четыре собаки. Тесновато, но терпимо. Все поступающие животные, зачастую больные, проходят осмотр ветеринара, регистрируются, вакцинируются и стерилизуются. На каждую собаку заведен паспорт.
Центр по своей деятельности практически является приютом для животных, но так как в стране нет специального закона, он зарегистрирован как субъект предпринимательства. Хотя, естественно, никакой прибылью здесь не пахнет, одни расходы, на которые собирают всем миром. Безусловно, в соцсетях отчитываются о поступивших и потраченных средствах. А в последнее время у центра появилась серьезная проблема: в связи с развитием города он попадает под снос.
- Однажды нас уже хотели выселить соседи, которые разводили свиней, - рассказывает Марина, - им мешал лай собак и само наше присутствие, но общими усилиями, через огласку неправомерных действий некоторых органов власти, мы отстояли наш центр. Теперь вот очередная проблема. Нас уже предупредили из кадастровой службы, чтобы мы готовились. Конечно, без компенсации государство нас не оставит, но столько труда, денег, слез и все прахом! Более 120 собак сейчас у нас. Большая часть инвалиды, пострадавшие от рук человека животные. Что с ними будет? Успеем ли обосноваться на новом месте, да и где это место будет? Нам нужно примерно 14-18 соток, территория должна быть в транспортной доступности, чтобы рядом были свет, газ, вода. Новый центр должен располагаться примерно в 100 метрах от жилых домов, ближе нельзя, можно только рядом с фермами, а это почти невыполнимая задача. Мы больше не уверены, что справимся со всем этим. Нас только три женщины. Проблема еще в наемных рабочих. Если это будет далеко, то кто там будет жить и работать и как мы все это проконтролируем? Как ездить, если рядом не будет общественного транспорта? У нас нет своей машины. Учитывая опыт людей, переживших снос, мы сейчас в панике.
Отдавать в отловку собак или в какие-то другие приюты - а все приюты в Узбекистане переполнены и в бедственном положении - не хотят. По словам М. Свиридовой, лучше тогда сразу усыпить, чем позволить забрать их в такой ужас…
Нужен ЗАКОН!
Махатма Ганди утверждал, что величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как эта нация относится к животным. Увы, высказывания других великих по поводу важности охранять человека в человеке через защиту и гуманное обращение с животными никакого воздействия пока не производят на тех, кто с детства привык считать собак нечистыми, кошек - разносчиками болезней и душителями младенцев, кто привык к дремучим стереотипам. Тем временем количество бродячих друзей человека увеличивается, а у государства мера борьбы с ними пока одна - отлов или уничтожение, что в принципе, одно и то же. В оправдание чиновники указывают на случаи нападения животных на человека и разводят руками, с опаской поглядывая в сторону зоозащитников, в том числе международных. Какой видится выход из ситуации?
Я не буду оригинальна в этом вопросе, если скажу, что в первую очередь, проблему нужно решать не только штрафами за жестокое обращение с животными, но, в целом, принять-таки закон о защите животных от жестокого обращения.
Закон должен базироваться на принципах гуманности и в то же время обеспечивать безопасность и законные интересы граждан при обращении с животными. В размещенном законопроекте четко закреплена ответственность человека за судьбу животного. Если человек берет на содержание кошку или собаку и не собирается заниматься лицензированной селекцией и разведением, то он ОБЯЗАН СТЕРЕЛИЗОВАТЬ ДАННОЕ ЖИВОТНОЕ и ЧИПИРОВАТЬ. Содержание кошки и собаки без стерилизации должно наказываться большим штрафом! При этом добавлю, что в случае принятия закона в государстве должна быть создана эффективная поддержка социально-уязвимых слоев населения в этом вопросе, чтобы у той же одинокой пенсионерки была возможность бесплатно оформить на питомца документы и провести его вакцинацию и стерилизацию.
Я часто спорю на этот счет со знакомыми, которым "жалко" лишать домашних животных детородной функции. В то же время некоторым из них проще выбросить котят и щенят на улицу, подбросить под чужую дверь, ссылаясь на то, что пусть судьба распорядится их жизнью, типа это же природа. Данные действия считаю проявлением малодушия, безответственности и как раз таки жестоким обращением с животными. Прикрываясь ложной гуманностью, оставлять их в беспомощном состоянии, зная, что они умрут от голода, болезней, под колесами машин и камнями маленьких извергов - это, считаю, подло.
По словам волонтера "Терры" Акмала Файзуллаева, изучавшего метод Европы и других развитых стран, после стерилизации и кастрации в разы уменьшается количество бездомных животных. Через 8-10 лет их вообще уже не будет. Собаки и кошки в год могут принести потомство 2-3 раза, поэтому без стерилизации нет смысла бороться с бродячими животными.
Крайне важным, повторюсь, на законодательном уровне разрешить создавать приюты для животных. Определить понятие "приюта", их права и обязанности, требования к содержанию в них животных, а также оказанию финансовой поддержки со стороны государства и спонсорских организаций. Одновременно следует разработать строительные и санитарные нормы и правила для приютов и отловок.
Далее в законе нужно запретить пропаганду жестокого обращения с животными! Те же ролики, где показывают, как издеваются над живым существом, должны маркироваться по возрасту и желательно не быть в свободном доступе. Одним на это страшно смотреть, другие от страдания животного в кадре получают удовольствие - да, есть такие.
Содержание в зоопарках и всякого рода питомниках диких и домашних животных должно строго регулироваться, а использование их в зрелищных мероприятиях лицензироваться (хотя в некоторых развитых странах этот вид деятельности вообще запрещен). И, наконец, запретить в стране проведение собачьих боев. И государственным органам следует запретить обращаться с бездомными животными как с мусором. Закон о жестоком обращении с животными должен распространяться и на работников госслужб.
Можно добавить еще ряд предложений. Например, введение в школьную программу курсов по гуманному обращению с животными, включению в нее произведений таких авторов, как Даррелл, Кервурд, Пришвин, Чаплина. Не мешало бы проведение уроков доброты в приютах для животных.
Чтобы не допускать безответственного отношения к домашним питомцам со стороны их владельцев, уже сейчас следует проводить совместную работу ветеринарам, инспекторам профилактики, председателям махаллинских сходов граждан и волонтерам из общества защиты животных. На встречах необходимо информировать всех владельцев собак и кошек о том, чтобы они сделали на своих питомцев документы, провели стерилизацию. Например, Центр помощи бездомных животных Terra vita в настоящее время уже работает с детьми, воспитывая в них на своем примере гуманное и ответственное отношение к животным, а также начали помогать населению в стерилизации домашних животных.
Думается, депутаты и органы власти прислушаются к мнению общественности и не станут откладывать решение указанных проблем в долгий ящик. Нужно помнить, что все пророки и мудрецы испокон веков говорили о важности бережного отношения к животным, благоговения перед всем живым. По отношению к зависимым от человека существам можно дать оценку его нравственности. Лишь тот, кто с добротой и заботой относится к животным, может носить высокое звание - человек.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.
Для справки
Как на законодательном уровне решается проблема с жестоким обращением с животными за рубежом (из сети Интернет)?
В США домашние животные должны быть стерилизованы. В случае отказа хозяин оплачивает штраф в размере $ 500 и приговаривается к принудительным работам. В некоторых Штатах есть отдельные законы: например, на Аляске нельзя перевозить собак на крыше машины, а также выгуливать их на веревке, привязанной к багажнику. А в Оклахоме наказывают того, кто дразнит собаку.
Нидерланды стали первой страной, где нет бездомных животных. Этому способствовали высокие налоги на домашних питомцев, поэтому к решению завести друга люди подходят более чем ответственно. Хозяин платит налоги на свою собаку или кошку, а если вдруг и подумает выставить беднягу из дома, то к нему оперативно пожалуют службы с проверкой и штрафами. Так же скрупулезно голландцы подошли и к законам: за безжалостное обращение с животными преступник заплатит € 17 тыс. и получит тюремное заключение до 3 лет.
Германия стала первым в мире государством, которое в своей Конституции обязалось защищать животных в рамках ответственности за будущие поколения. Также немцы отличаются такими продуманными мерами, как штраф за забытую собаку в закрытой машине. В отношении нерадивых хозяев и живодеров есть штраф (€ 25 тыс.) за неофициальное избавление или умерщвление животного. Чаще таких владельцев выявляют по жалобам соседей.