«Солнце, скрытое в тени»

В Государственном музее истории культуры Узбекистана г. Самарканда открылась выставка, приуроченная к 140-летию Заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР Павла Петровича Бенькова. Более 30 полотен художника из фондов самаркандского музея и музея г. Бухары не только знакомят с творчеством основателя станковой живописи в Узбекистане, но и рассказывают об истории края.

Сколько их – по долгу службы или волей судьбы – оказывалось в этом залитом солнцем уголке Земли! Они влюблялись в его контрастные пейзажи, седые города, богатейшую историю, простодушных людей и оставались здесь навсегда. Обнаруживший обсерваторию Улугбека Василий Вяткин, победивший ришту Леонид Исаев, основатель научного сельского хозяйства в Узбекистане Рихард Шредер, поведавший миру о звездах над Самаркандом Сергей Бородин, переводчик «Бабурнаме» Михаил Салье, основоположник среднеазиатской школы литологов Владимир Попов… Этих имен сотни, и среди них Павел Беньков.

Ему пророчили европейскую славу и богатство, а он выбрал Среднюю Азию и социализм. Он променял парижские салоны на самаркандские чайханы, фонтаны Рима на хаузы в Бухаре, петербургские широкие проспекты на пыльные улочки Хивы. Павел Петрович с первого взгляда влюбился в золотистые лучи солнца, которые отражались в сочных фруктах, прыгали зайцами под виноградниками, переливались в неторопливых водах древних каналов и арыках, а главное – светились в глазах местного населения. И художник решил посвятить всю свою жизнь, отдать всё свое мастерство воспеванию этой яркой, самобытной, таинственной восточной красоты. А еще научить других видеть ее в неприхотливом быте, пёстрой толпе, бесценных руинах величественных памятников...

Об этом мы рассуждаем со старшим научным сотрудником отдела искусств Самаркандского государственного музея-заповедника Гулбахор Абдурахмановой, которая показывает на детали в работах П. Бенькова и указывает на этнографическую точность художника, его умение отобразить в жанровых картинах время, характер персонажей.

- Беньков, пожалуй, первый из приезжих художников, кто начал проповедовать импрессионизм в Азии, через тонкие и сложные переливы света и тени, нюансы цветов, - поясняет Г. Абдурахманова. – Интересно, но именно за эту манеру письма в свое время художника критиковали, ставили в вину «этюдность» его картин, их якобы незавершенность. А ведь художник изображал повседневную жизнь, причем жизнь реальную, во всем ее движении. И сегодня мы смотрим на работы Бенькова как на исторические свидетельства.

Вот перед нами серия работ, связанная со Второй мировой войной, когда ждали весточку с фронта и встречали всей махаллей своих героев, когда отдавали свой кров и сердце маленьким сиротам, эвакуированных с передовой. Каждая деталь в этих работах говорящая: дыня для ветерана, девочка за деревом, горка детских игрушек, кузнецовские чайники на топчанах, в ярких цветочках халат на аксакале.

Задерживаемся с Г. Абдурахмановой перед портретами Павла Петровича, на которых изображены полный достоинства гиссарский таджик, умудренный опытом бухарский сановник, дехканин с пронзительным взглядом, в котором переданы и усталость, и немой укор.

Обращаем внимание на картину «Подруги» 1932 года, в которой живописец изобразил двух девушек. Лицо одной из них мы не видим, зато о ней красноречиво говорят мужская тюбетейка «чусти», венчающая сорок косичек с накостниками, медаль на груди, часики на запястье и зеленая книга в руках. Она что-то порывисто объясняет подруге, взгляд которой задумчив, полон сомнений. Безусловно, можно было бы сослаться на обычную девичью беседу, если б не время, в которое написана картина – время ликвидации безграмотности и эмансипации женщин, когда массово сжигали паранджу на площадях и учились читать и писать.

Заместитель директора по науке Бухарского государственного музея-заповедника Жамшид Халилов также отмечает скрупулезность летописца в живописи Павла Петровича.

- Среди 12 полотен, которые мы привезли из Бухары, три работы имеют непосредственное отношение к махалле «Ходжа Зайниддин», - рассказывает Ж. Халилов. – Хауз, виноградники, мечеть, дома конца XIX – начала XX века в махалле до сих пор такие же, какие были при Бенькове. Мастер запечатлел историю, а местные жители эту историю сохранили и гордятся ею, показывают свои дома туристам. Также по сей день в экспозиции музея представлен вышитый халат бухарского сановника, в котором Беньков в 1928 году изобразил бывшего чиновника. В то время была объявлена Узбекская ССР и служащие так не ходили, но Павел Петрович решил запечатлеть историю и попросил сановника эмира надеть халат, который тогда уже находился в числе экспонатов недавно созданного музея. Хочу сказать, что все работы Беньков сам подарил нашему музею, и это стало началом коллекции живописи, которая сегодня насчитывает около трехсот картин, выставленных в Бухарском музее изобразительных искусств. 

Коллекция самаркандского музея, в которой, помимо 20 живописных полотен, представлена и графика, стала собираться уже после смерти Павла Петровича. В фонд попадали картины, которые дарили дирекции выставок, проводимых в Ташкенте, выкупались у друзей и родственников художника. Безусловно, история каждой картины, ее создания, требует отдельного внимания, в том числе и реставраторов, а все хранимое наследие в Самарканде еще ждет своих исследователей…

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото картин В. Давлятова.