Собиратель узоров и орнаментов

Имя художника Симакова Николая Ефстафьевича приобрело известность в России, благодаря его профессиональным исследованиям и публикациям в области искусства орнаментики. Он посвятил этому занятию многие годы своей жизни, став одним из тех, кто открыл миру красоту и неповторимость среднеазиатского орнамента.

Родом из города Симбирска, художник Николай Симаков приехал в Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств и окончил ее в звании свободного художника. Работая в технике акварели, он добился блестящих результатов.

Увлекшись темой орнаментики, художник Симаков сначала совершает путешествие по районам Центральной России. Исследуя народные промыслы, он занимается тщательным изучением узоров и орнаментов народных мастеров в Чувашии и Мордовии. Вернувшись из поездки, Н. Симаков создает на основе собранного им богатого материала специальные альбомы, которые были опубликованы в 1875 и 1878 годах. Вскоре у Симакова представилась возможность совершить поездку в далекую и еще практически не изученную Среднюю Азию, где за многовековую историю был накоплен огромный пласт декоративного искусства в виде узоров и орнаментов.

В то время в Санкт-Петербурге находился известный художник Николай Каразин, собиравшийся совершить очередную поездку в Туркестан, в составе планировавшейся экспедиции. Симаков решил поехать вместе с ним…

Императорское Русское географическое Общество было организатором экспедиции, вошедшей в историю как «Самарская», которой предстояло решить поставленные задачи по исследованию бассейна реки Амударьи и изучению вопроса строительства железной дороги от Оренбурга до Ташкента. Великий князь Николай Константинович Романов возглавил ее, а в сопровождение к нему был приставлен полковник, граф Н. Ростовцев, ставший со временем губернатором Самаркандской области. Исходя из задач, стоящих перед экспедицией, был подобран ее состав. В нее вошли: инженеры путей сообщения, гидрограф, профессора ботаники – Н. Сорокини и геологии И. Мушкетов, зоологии – А. Пельцман, и этнограф Н. Маев, а также фотограф Бухгольц. Помимо них, в составе экспедиции находились два художника – Николай Каразин, который ехал для отражения бытовой жизни азиатских народов и вел путевой дневник, и Николай Симаков, поставивший себе целью изучение истории народного среднеазиатского искусства.

В мае из сборного пункта в Самаре экспедиция направилась через города Оренбург, Казалинск и Туркестан до Ташкента. Ехать пришлось по приаральским Каракумам до станции Каратугай на Сырдарье. Итоги экспедиции доказали, что Каракумы вовсе не представляют собою непроходимую пустыню. Город Ташкент оказался для Симакова весьма интересным в плане начального ознакомления и изучения художественных азиатских предметов. Этнографический музей Ташкента отличался полнотой и систематичностью своей коллекции, благодаря стараниям ее инструктора полковника Н. Маева. Этот музей послужил для Симакова первым источником для ознакомления с искусством и этнографией Туркестанского края и помог ему определиться с дальнейшим планом действий.

В конце июля «Самарская» экспедиция из Ташкента, разделившись, направилась в Самарканд. В июле 1879 года «Туркестанские ведомости» освещали эти события. Находясь в Самарканде, Симаков вместе с И. Мушкетовым занимаются тщательным изучением мавзолея Гур-Эмир. Художник делает изображение внешнего и внутреннего убранства мавзолея с подробной прорисовкой орнаментов. В нем Симаков скопировал изображение со знаменитого нефритового надгробного камня, которое было передано в Петербург для дальнейшего изучения. Не остался без внимания и знаменитый тронный камень Кок-Таш, находящийся в цитадели и украшенный изысканными узорами.

Перед Симаковым стояла очень сложная задача: за короткий срок собрать и отразить богатейший материал. Собирая образцы орнаментов, он не только рисовал, но и фотографировал. Нескончаемое изобилие восточных форм и мотивов различных племен и народов Туркестана поражало художника. Орнаменты окружали Симакова со всех сторон и были повсюду: в быту, ковровых изделиях и одежде, ювелирных украшениях и посуде, оружии, деревянных резных дверях и надгробных камнях, росписях стен и т.д.

Позже Симаков запишет: «Обилие материалов в городе Самарканде и удобства жизни, любезно предоставленные мне начальником Заравшанского округа, генерал-лейтенантом Ивановым, заставили меня отстать от дальнейшего следования с экспедицией, которая в начале августа снова разделилась и двумя направлениями отправилась в пределы Бухары, к верховьям Сурхана, притока Амударьи. Из Самарканда, по воле начальника экспедиции, я сделал поездку через Каратюбинский перевал, Кайнар и Китаб, в Шар (летняя резиденция Бухарского Эмира), где осмотрел остатки замка Тамерланова, Ак Сарай, бани Тамерлана, мечети Хазрет Имам (1490 г.), могилы отца Тамерлана Амир Тарагай Багадура, - возвратился обратно в Самарканд через Чиракчи, Джамский перевал, Абра-Имата, Ангар и развалины древнего города Абдул-Аган. Проработав еще до середины сентября того же года в Самарканде, я через Ташкент, Туркестан и Казалинск, вернулся в Самару и затем в Петербург, где и приступил к разработке издаваемого теперь мною материала».

Путешествие Самарской экспедиции в итоге оказалось долгим и трудным. Собранные в ней этнографические экспонаты легли в основу экспозиции Самарского краеведческого музея.

Два русских художника этой экспедиции внесли большой вклад в историю изучения Средней Азии. Художник Н. Каразин сделал целую серию картин на тему жизни азиатских народов, и его работы были отмечены наградами на географических выставках в Париже и Лондоне. А Николай Симаков сумел собрать большой и интересный материал, который произвел фурор.

Первый выпуск альбома «Искусство Средней Азии» вышел в свет в марте 1882 года с сопроводительным текстом на двух языках. Альбом, напечатанный в цвете с применением золота на больших листах известным литографическим заведением в Санкт-Петербурге Издательством Императорского Общества поощрения художникам, на Московской Художественно-промышленной выставке 1882 года был удостоен серебряной медали за превосходное качество исполнения. Благодаря этому изданию возможность впервые ознакомиться с уникальным искусством Средней Азии получила не только российская публика, но и европейская, а имя художника Н. Симакова стало известным.

На это издание сразу же отреагировал известнейший российский критик и искусствовед В. Стасов, сказав, что внутреннее содержание этого альбома является редким и ценным явлением не только для России, но и для Европы. По мнению самого Н. Симакова орнамент, как ничто другое, является отражением самых глубинных черт и особенностей народов. Занимаясь изучением орнаментов, он обратил внимание на схожесть у части старинных орнаментов народов России и Средней Азии, что, по его мнению, указывало на взаимное влияние культур.

Вскоре Н. Симаковым был подготовлен еще один альбом, но теперь посвященный образцам древнерусских орнаментов, вышедший в том же 1882 году под названием «Русский народный орнамент», который так же стал событием в мире культуры и искусства. В 1884 году Симаков выступил перед Комитетом кустарной промышленности России с предложением об издании специального руководства или справочной книги по рисованию узоров.

Личность художника и исследователя Н. Симакова заслуживает особого внимания как популяризатора идей собирания и распространения лучших образцов орнаментики. Этому благородному делу художник Николай Ефстафьевич посвятил свою жизнь и скончался в 1886 году, не дожив до 60 лет. В последние годы он трудился преподавателем рисовальной школы для детей в Санкт-Петербурге при Императорской Петергофской гранильной фабрике.   

Александр ГАЛАК.