Слово А. Навои против невежества
«Чем лучше воспитание, тем счастливее люди, говорят мудрецы. Чтобы образование было совершенным, необходимо предотвратить образования вакуума в сознании подрастающего поколения. Общеизвестно, что сегодня в мире существуют жесткая конкуренция, противостояние и противоречия. Растут такие угрозы, как религиозный экстремизм, терроризм, наркомания, торговля людьми и «массовая культура», все они подрывают сложившиеся веками верования, семейные и национально-духовные ценности. Правда, что подобные угрозы вызывают серьезные проблемы в жизни человека и общества, и никто не может этого отрицать».
Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев.
Воспитание всесторонне гармоничной, целеустремленной и энергичной молодежи, обладающей современными знаниями и навыками, способной взять на себя ответственность за достойное будущее страны, является важнейшим условием устойчивого и стремительного развития страны. От хорошего воспитания молодежи зависит счастье каждого народа, мир и процветание государств.
Конечно, человечество сегодня переживает чрезвычайно сложный период, называемый глобализацией. Различные события, происходящие в мире, стремительный поток информации, натиск враждебных идей и «культур требуют предельной бдительности и побуждают взглянуть на жизнь по-новому. При этом в условиях глобализации многие пробелы в мышлении и мировоззрении молодежи не должны заполняться утопическими идеями и преходящей информацией, они должны быть воспитаны семьей, образовательными учреждениями и обществом в целом.
Необходимо прививать в сознание подрастающего поколения такие качества, как честность, справедливость, человечность, терпимость, доброта, милосердие, великодушие, объяснять им, что источниками любого социального упадка являются зло, воровство, жадность, взяточничество, жестокость.
С этой точки зрения духовное наследие великого поэта и мыслителя Алишера Навои, служит силой, направляющей человека к самоорганизации, совершенствованию. Он утверждает, что главная цель написания «Махбуб аль-кулуб» – направить людей на правильный путь, информируя их о собственном жизненном опыте и сложностях, присущих поведению членов общества. Другими словами, это произведение – своеобразное наставление обществу, особенно молодому поколению.
Алишер Навои считает, что суть всей его жизни, деятельности и творчества заключается в служении народу и человечеству в целом, и широко пропагандирует это в своих произведениях, в том числе в эпосе «Хайрат аль-аброр» («Смятение праведных»):
«Коль сам ты человек,
тем словом звать не смей того,
кому чужда печаль других людей».
Навои подчеркивает, что нужно после себя оставить доброе имя, ибо великое и истинное предназначение человека - в деянии добра и правды на благо людей.
В творчестве мыслителя ведущее место занимает прославление науки как силы, искореняющей невежество. Навои описывает своих художественных героев как людей, жаждущих знаний и увлеченных профессией. Многие из них были воспитаны в руках известных ученых. Они расскрывают секреты науки с помощью этих великих умов и открывают пути духовной зрелости. Поэт отмечает, что Фархад, главный герой эпоса «Фархад и Ширин», в юности овладел всеми существующими науками и подает пример грядущим поколениям.
Из того, что Фархад описывается не только как человек большой физической силы, незаурядных военных способностей, уникального таланта, но и высокой духовности, видно, что стремление к совершенству возвышает человека во всех отношениях.
Алишер Навои в своем произведении «Гаройиб ас-сигар» («Диковины детства»), размышляя о сущности человечества, смысле жизни, подчеркивая ее эфемерность, утверждает, что идти по этому пути нужно с умом, заботясь о его благих последствиях:
«Совершенствуйся, и тогда пред смертью
необязательно тебе грустить,
ибо прожить жизнь впустую
подобно выходу не очищенным из бани».
Подчеркивается, что основная цель приобретения знаний состоит в том, чтобы использовать их в преодолении трудностей и проблем, применять полученные знания в практической жизни. Навои говорит, что в основе духовного совершенствования человека лежат знания и опыт. По его словам, наука проявляется в сочетании религиозного и светского знания.
Многие из великих предков, внесших большой вклад в развитие человеческой цивилизации, глубоко изучали как религиозные, так и светские науки и творили одинаково в обоих направлениях. Интегрированное изучение рационального и иррационального требует гармонизации всех нравственных и религиозных ценностей, созданных человечеством при воспитании гармонично развитого поколения в современную эпоху глобализации.
Любая сложная реальность имеет свою структуру, законы развития и системы, а синергетическая методология позволяет увидеть, найти некий порядок в хаосе, простоту – в сложности. В этом можно убедиться на примере следующих строк Навои:
«Кто дружит со злыми людьми,
на него обрушатся сто тысяч бедствий».
Здесь мыслитель, как обладатель нелинейного созерцания, предостерегает людей, что не стоит дружить с невежественными людьми, таким образом указывает простые пути наведения порядка при беспорядках. То есть в соответствии с принципом обратной связи указывается, что гнев, ярость и насилие в социальном влечении приводят к более сильному, более агрессивному ответному насилию.
Роль и значение духовного наследия Алишера Навои в предотвращении нравственного кризиса общества, особенно молодежи велика. Он призывает подрастающее поколение приобретать знания, усваивать профессии, продуктивно использовать время, данное жизнью, служить человечеству, говоря, что решение любой проблемы – в просвещении и, наоборот, причина всех проблем и кризисов – в невежестве.
Бахтиёр ТУРСУНОВ,
научный сотрудник Международного научно-
исседовательского центра Имама Бухари.