Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Сквозь судьбу по ступеням истории

Слушала бы и слушала этот голос, эти увлекательные истории из истории! Удивляться этой магии не приходится, потому как слушаю профессионала. Мастерство - и в знаниях, и опыте, и умении заинтересовать. А хорошая, грамотная экскурсия вполне может стать прекрасным сувениром на память. Гид, экскурсовод - он и артист, и педагог, и дипломат, и пропагандист земли отчей, а уж в патриотическом концепте и сомневаться не приходится. Ещё больших способностей требуется от старшего научного сотрудника музея. Всю эту палитру многие годы улавливаю в Светлане Анваровне Жуковой.

С ней действительно общаться одно удовольствие - и на экскурсии, и когда доводилось обращаться за консультацией при сборе материала для той или иной публикации. Богато в жуковском багаже накоплено сведений про наш город, который уже сам по себе весь гибкая экспозиция под открытым небом, где заметное место занимает краеведческий музей. Про его уникальные экспонаты обильно создано томов, брошюр, статей, отснято кинолент, телепередач... Так что вряд ли имеет смысл повторяться. Давайте уж сразу о человеке.

Ах, эта роспись на стене

Как ни крути, все мы родом из детства. У будущего старшего научного сотрудника Самаркандского краеведческого детство было безоблачным, впрочем, она вообще считает себя человеком счастливым: слово «любимый» охотно прикладывается к тому важному, что значимо для всякого человека - любимый сын, любимые и любящие родители и сестры, любимая родина. Ну и любимая работа, от которой оторваться невозможно даже на заслуженном отдыхе! Да, неразрывно связана Жукова с нашим городом и краем самобытным.

Мама и папа познакомились, будучи студентами исторического факультета самаркандского пединститута. Интернациональный брак украинской девушки Александры Ткаченко и юноши-узбека Анвара Фатаева из Ферганской долины, вчерашнего фронтовика, не помешал, а скорее, укрепил отношения взаимным проникновением культур, традиций. Они создали микромир в доме, где в почёте были книги, музыка, беседы, совместные походы и поездки в театры, музеи, на отдых.

- Холмы Афросиаба для меня - необычайно волнующее место, - десятый год шёл, когда отправились с папой "на раскопки". Как раз на Афросиабе археологи обнаружили дворцовые росписи, велась зачистка одной из стен. Мы спустились в земляное углубление, и я… пропала, настолько моё детское воображение поразило увиденное. Застыв, разглядывала фигуры, полустертые временем, но чудом дошедшие до нас. Это был гипноз, такой мощный посыл! С тех пор покорена городищем, которое всегда вдохновляет. В минуты грусти, растерянности, неприятностей стремлюсь пройти по здешней дорожке, выложенной сланцевой плиткой, переносясь назад сквозь вековые дали, будто очищаясь. Хожу там, мысленно заново перелистываю описания очевидцев, лицезревших некогда прекрасную цивилизацию, ощущаю биение её сердца, энергетику, которой нигде в подобной концентрации более нет. И с туристами бываю с удовольствием.

Ещё школьницей Светлана металась между литературой и историей. Сначала девушка сдала документы на филфак, но судьба, как говорится, не дремала... Поступила в следующем году на исторический факультет.

Жившая рядом заместитель директора самаркандского бюро путешествий Ляля Семеновна Ставинская предложила юной соседке попробовать себя в роли экскурсовода. Придя же в бюро, девушка встретила опытнейшего методиста Фаину Константиновну Фломенбейн, ставшую не только наставником в будущей профессии, но и большим другом по жизни. Необходимый материал Света освоила быстро, первую же экскурсию провела блестяще, хотя, поднявшись на ступеньки "Икаруса», услышала тогда сочувственное: "Девочка, а школу-то ты закончила?'

Остановиться, оглянуться…

Потом в судьбе появился музей. Назывался он тогда - в 1978 году - Государственным музеем истории культуры народов Узбекистана. В этих гостеприимных стенах тоже встретила понимание, желание научить, подсказать. Довелось работать под началом замечательных руководителей Мудрики Хасановны Урмановой, Эммы Павловны Мирзаевой. Светлана, как экскурсовод по музею, приписанная к массово научно-производственному отделу, тем не менее, активно контактировала с сотрудниками других подразделений, вникая в детали, проявляя любознательность. Кто полагает, что жизнь музейная тиха, скучна и размеренна, заблуждается. Будни были кипучи, заряжены энтузиазмом, поиском, новостями. Учёные советы, экспедиции, поездки к коллегам по обмену опытом, организация выставок, обновление экспозиций.

- А какие люди не просто трудились, творили рядом! – говорит Светлана, благодаря судьбу, что свела с Г. Я. Упфал, Е. Б. Забродиным, В. И. Кучерявых и многими другими специалистами высокого музейного класса. И вновь возвращается к образу Мудрики Хасановны, с особым уважением произнося имя заслуженного деятеля науки, академика М. Е. Массона, ученицей которого та являлась.

Через год где-то в верхах родилась идея создания на имеющейся обширной базе ещё одного музея - краеведческого, где предполагалось обеспечить более глубокую подготовку студентов - будущих историков, географов, археологов, вести патриотическое воспитания школьников. Впрочем, можно считать, что это было не совсем неизведанное поле. Скорее, приступили к процессу возрождения: ведь именно с краеведения начиналась летопись этой сокровищницы в позапрошлом веке и лишь постепенно, с насыщением фондов хранения, она трансформировалась, став одним из музейных отделов. В 1981-м краеведческая коллекция вновь обрела статус самостоятельности, в минувшем году вступив в пору зрелости, отметив своё сорокалетие. Сложный путь прослеживается не только в смене вывесок, менялись адреса, локации. То уютный домик возле полковой георгиевской церкви, где теперь паспортный стол, то прекрасное здание нынешней детской библиотеки, то медресе на Регистане и лишь потом – роскошные корпуса особняка купца Калантарова.

С нашей героиней путешествуем к этим истокам, будто листаем книгу судеб музея и его обитателей, вглядываемся в чёрно-белые фото. Интерьеры, события, лица… Институт археологии любезно поделился своими археологическими коллекциями, так же некоторые материалы были переданы музеем археологии исторического факультета СамГУ. Семья Скорбачевых, передала предметы быта, одежду, учебники той эпохи. От коллектива школы №14 из Самаркандского района в чудный калантаровский дворик "переехал" трактор 30-х годов. Из Сельского же попал сюда музыкальный полифон с 12 мелодиями Моцарта. Сами сотрудники вновь образованного музея ездили по дальним кишлакам, ходили по домам, агитируя селян и горожан за расширение фондов, что-то дарилось безвозмездно, что-то покупалось. Кузнецовские сервизы, оригинальные флаконы французского парфюма, раритетная, с оригинальным устройством. керосиновая лампа, фотографии, письма… Древний воинский барабан был обнаружен во время стройки в Ургутском районе и передан сюда. Он долго занимал достойное место, пока не отправился в музей Улугбека.

А знаете ли вы, как сразу вписался в интерьеры здешнего роскошного зала комнатный рояль, когда-то изготовленный в Лейпциге? Прежние владельцы, жившие на четвертом этаже, предложили его на условиях самовывоза, пришлось обращаться за помощью в военное училище. Инструмент доставили уже в сумерках, а тут случилось отключение электричества, пришлось зажечь свечи. Когда же старинный "германский гость" встал на отведённое для него заранее место, один из курсантов попросил разрешения прикоснуться к клавишам. Прекрасный зал, трепетное мерцание свечного пламени, юноша за роялем...

Нескучная история

Возможно, именно тогда Мудрике Хасановне и пришла идея проведения музыкально-литературных вечеров, которую музейщики подхватили с энтузиазмом. Каждый такой концерт - встреча продумывалась заранее, концентрируя под старинными сводами культурные силы города. И народ посещал мероприятия с удовольствием на протяжении пяти лет.

Да, музей - это нескучно, и Жукова рассказывает о рождественской выставке кукол, представленной арт-галереей «Айсель», о праздниках цветов и птиц, что протекали в соавторстве с юннатами и профессиональными флористами, орнитологами, фондом «Экосан».

Важную роль выполняет в этих стенах выставка «Самарканд и самаркандцы в годы независимости», рассказывающая о жизни города и достижениях в области сельского хозяйства, экономики, культуры и спорта за годы независимости.

Все эти песчинки современной истории, несомненно, сохранит музейная биография, и когда-нибудь они тоже предстанут значимым вкладом перед потомками, оглянувшимися назад. Так ведь и перетекает настоящее то в прошлое, то в будущее, так создаётся история.

Взять, к примеру, солидную экспозицию о бухарских евреях - гордость самаркандского краеведческого последних лет. Чтобы она состоялась, потребовался не один год скрупулёзной работы в сотрудничестве с зарубежными партнёрами. Первопроходец, в начале XX века занимавшийся собирательством и изучением жизни бухарских евреев в Самарканде Исаак Лурье, вероятно, надеялся, дело его не канет в Лету. Это и доказали благодарные продолжатели в 2008-м, представив миру историю создания квартала «Яхудиён» в 1843 году, документы и материалы, рассказывающие о жизни представителей еврейской диаспоры. Событие и сегодня привлекает внимание, познакомиться с экспозицией едут из-за рубежа, посещают туристы из регионов. Посвященная этому книга включает и авторскую статью Светланы Жуковой. Она, кстати, наряду с другими музейщиками, разрабатывала концепцию выкладки экспонатов, подбирала их для всеобщего обозрения. Убедила коллег, портрет Абрама Калантарова должен встречать гостей на почетном месте, создавая впечатление будто сам хозяин любезно приветствует всех, входящих на выставку.

Можно приводить различные версии обнаружения и пути попадания в здешнюю коллекцию мебели эпохи Наполеона. Или, к примеру, вспомнить упорные многолетние поиски прекрасного дворца, что, якобы, в районе перевала Тахтакарача Тимур построил для своей сестры. Впрочем, это, как бы, и не про музей, зато про людей. Тогдашний зав. отделом истории Юрий Давидян увлекся этой загадкой и увлек энную часть коллектива, склоняя к совместным поездкам с археологами в экспедицию. Среди увлечённых была и юная Светлана. У неё, между прочим, и фотография тех лет бережно хранится. Дворец, овеянный преданиями, вроде бы, не найден и по сей день, но результат у тех усилий всё же был: обнаружили в Аманкутане караван-сарай.

Славные имена

О том, что Жукова боготворит образ Амира Тимура уже выше сказано. Много интересного в часы беседы услышала, только вот газетная площадь не позволяет изложить…И всё же нельзя упустить ещё одно имя, заставляющее склонять голову - Улугбек.

Как опытный музейный работник, экскурсовод, она, естественно, владеет массой биографической информации, без запинки перечисляет авторов и названия книг - документальных, художественных - посвящённым столь великой личности. И как тут не выслушать панегирик в честь В. Л. Вяткина, приоткрывшего потомкам сквозь завесу времени столько важного про увековеченного эпохами правителя, учёного, астронома. К тому же Василий Лаврентьевич являлся одним из первых директоров самаркандского музея. Вместе с В. Л. Вяткиным поисками обсерватории Улугбека занимался известный каллиграф Абу-Саид Махзум, а также Б.Н. Кастальский.

Не пройти бы, переживаем, мимо прекрасной Ольги Сухаревой, ведь собранная по крупицам и созданная в тридцатых этнографическая экспозиция доселе жива и наглядно рассказывает о колоритной культуре семейного быта. 

О столь замечательных личностях создано множество трудов, а о тех, кто ежедневно вносит скромную лепту в наше летописное просвещение, стоит на страже драгоценных знаний о родном крае знаем до обидного мало... Потому сыплет и сыплет наша собеседница фамилиями, успевай лишь записывать: Бахтиер Урдашев, Нумон Махмудов, Кабир Урунходжаев, Раим Каюмов, Анатолий Полянцев, Геннадий Попов, Клара Касымова, Наиля Чекаева, Алла Худоклинова, Светлана Ордиян, Масуда Урдашева, Саноат Мавлянова... И так хочется надеяться, чтобы данная публикация помогла раскрыть судьбу хотя бы одного из них. Даже не одного: а практически династии.

В штатном расписании краеведческого музея долгие годы значились фамилии двух сестёр. Жукова и Фатаева - Светлана и Ольга, обе Анваровны. Светлана уже на заслуженном отдыхе, а Ольга продолжает нести свою вахту, будучи зав. отделом истории. Стаж младшей из сестёр уже преодолел сорокалетие. Её имя, так же, как Светланы, часто можно встретить на страницах областной газеты, в других изданиях. На двоих - более сотни интереснейших статей, а уж экскурсий по родному музею и не счесть. Самое удивительное, эта работа так и не стала для них серой повседневностью, нудной или раздражающей рутиной.

Галина ТРОИЦКАЯ.

Фото А. Галака.