Синтез традиций в красках

Узбекская миниатюра - одна из интереснейших страниц в многовековой истории искусства народов мусульманского Востока. Прославленные в веках произведения классиков восточной литературы - Абулкасыма Фирдоуси, Низами Гянджеви, Абдурахмана Джами, Алишера Навои явились неисчерпаемым источником вдохновения художников. В живых образах миниатюры отражена жизненная реальность, историческая и религиозная самобытность народа.

В живописи существует основанное на восточном мировосприятии в искусстве миниатюры творчество А. Николаева. Он пришел к синтезу традиций восточной миниатюры и живописи умбрийской школы ХV века. В работах чувствуется гармоничная прелесть образов, их созерцательность, бытийность, но не жанровость. Николаев не только воспринял Восток в его непохожести на западную цивилизацию, но и проникся его мироощущением. Краски часто приглушены, холодны, так как в его картинах преобладает выразительность изысканного контура изображаемых образов. Превосходное знание восточной культуры, удивительное чувство стиля, высокая эмоциальность цвета, высокая изобразительная культура оказала влияние и на работу его коллег.

Чуть позже, на рубеже 50-60-х годов ХХ века начался новый период расцвета станковой живописи, предвестниками которого стали тогда ещё молодые художники Ш. Хасанова и Ч. Ахмаров. Отталкиваясь от традиций восточной миниатюры, они в своём творчестве пошли по разным направлениям. Ч. Ахмаров существенно изменил концепцию миниатюры. Главная его тема - классическая поэзия, мир мечты и сказки, где нет времени, но лишь вечность, где красота, гармония и чистота - норма.

Из поколения 70-х годов узбекскую миниатюру представляют в основном Б. Джалалов, Дж.Умарбеков, Ш. Абдурашидов, А. Мирзаев, которые как бы сверяют современность с идеальным образом. Начало 80-х годов стало знаменательным событием - родился новый вид изобразительного искусства - лаковая миниатюрная живопись на папье-маше.

На примере миниатюрных произведений современных художников, ярких национальных талантов, убеждаешься в их неповторимой и оригинальной самобытности. Они - продолжение лучших традиций миниатюры средневекового Востока в её новом возрождении и самостоятельном развитии.

Произведения и Ш. Шоахмедова каждый раз поражают новыми оригинальными находками сюжета, построением композиции, яркостью образных характеристик. Каждый мастер имеет своё художественное лицо, свой творческй почерк. Но многим миниатюрным работам свойственны и общие качества, определяющие стиль и художественную школу.

Одним из таких художников, представляющих самаркандскую школу на современном этапе является А. Умаров. Он нашел свои индивидуальные приёмы в выразительной характеристике художественных образов, в передаче особого ритма, в образном переживании темы, в отношении к самой вещи и к художественным средствам искусства. Силуэты фигур выразительны и пластичны. Тонко проработаны детали.

Гулбахор АБДУРАХМАНОВА,

старший научный сотрудник отдела искусств

государственного музея заповедника.