Штрихи к портрету

В экспозиции краеведческого музея выставлены уникальные экспонаты, собранные его сотрудниками. Каждый экспонат имеет не только историко-культурологическую ценность, но и свою судьбу, непосредственно связан с жизнью народа и его исследователями.

Богатая коллекция создавалась музейными работниками более ста лет. Большой интерес представляют сборы начала ХХ века - в тот период, когда формируется стиль музея. Его сотрудники продолжали активно пополнять этнографические и археологические коллекции, ездили в экспедиции, проводили съемки, записывали устный фольклор, делали зарисовки жилищ, собирали предметы быта, ткани, инвентарь. Среди сотрудников музея была и начинающий этнограф Татьяна Жданко, которую интересовало все: ткани, вышивка, одежда. Особенно ткани.

Обнаруженные Татьяной Жданко ткани с абровым орнаментом ручной работы выставлены сегодня в отделе этнографии краеведческого музея. Этот образец бухарского адраса, изготовленный в тридцатые годы ХХ века размером 210х177 см, был куплен у антиквара Д. Юсупова. Дивная ткань с крупными разводами бордового цвета использовалась как покрывало. Из нежной ткани шои-бухоро, переливающейся всеми цветами радуги, шили также традиционные костюмы.

Своеобразные, похожие на картины художников-абстракционистов, отрезы этой ткани всегда привлекали внимание этнографов. Из уст в уста в народе передавали легенду, согласно которой орнамент на ткани появился в связи с печальными событиями. Рассказывают, что у ткача, жившего очень бедно, была единственная красавица-дочь. И вот однажды об этом узнали слуги эмира. К ткачу подослали людей, которые должны были увезти дочь в гарем, но отец отправился во дворец, чтобы упросить эмира оставить дочь. "Ведь больше никого нет у меня на белом свете! Сжальтесь, господин", - взмолился ткач. На что эмир ответил: "Ты ткач, я слышал, неплохой... так изготовь ткань с узором, которого я никогда и нигде не видел! В этом случае твоя дочь останется дома"...

Мастеру дали семь дней, за это время он должен был изготовить отрез дивной ткани. Шло время, а растерянный ткач не мог даже представить, как будет выглядеть этот узор. Но однажды отправился он к реке, солнце садилось за горизонт. Мастер присел на небольшой камень у воды, взглянул на воду и вдруг увидел, как окрашенные солнечными лучами облака отразились в воде, их отражение заиграло всеми цветами радуги. Обрадованный, он решил, что сам Всевышний разрешил его печали и сомнения. Вот он, рисунок, на поверхности реки. Изготовил мастер ткань с рисунком, напоминающим отражение облаков, окрашенных закатом солнца на водной глади…

Мы не знаем, чем закончилась легенда, вернулась ли дочь к отцу, но богатый орнамент, эта яркая, необычная ткань и сегодня популярны в народе, а в витринах музея привлекают внимание посетителей. Благодаря усилиям этнографов, сохранивших бесценные вышивки, отрезы, головные уборы, платки и другие атрибуты традиционного костюма, мы сегодня можем судить об особенностях одежды жителей среднеазиатского региона прошлого, сопоставлять с настоящим.

Такой же яркий и своеобразной, как рисунок на тканях, была и жизнь Татьяны Жданко, автора сбора. Она родилась 19 июля (1 августа) 1909 года на Украине. В 1927 году переехала в Москву, где поступила на этнографическое отделение историко-этнологического факультета МГУ, которое окончила в 1930 году и получила направление в Узбекистан. В 1931-1935 годах заведовала отделом истории Узбекистана в государственном музее Самарканда. Ездила в экспедиции с 1942-1943 годы.

Позже Татьяна Жданко долгое время работает среди соратников ученого, открывателя древнехорезмийской цивилизации, директора Института этнографии и Института востоковедения С. П. Толстова. В 1959 году была руководителем Каракалпакского этнографического отряда и заместителем начальника Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Увлеченно собирала материал о культуре Хорезма. Впоследствии стала известна как один из соавторов издания этнографического сборника "Народы Средней Азии и Казахстана". Публиковалась во многих этнографических изданиях. Создатель школы исследователей и этнографов Средней Азии принимала участие в работе многих международных конгрессов и конференций.

Доктор исторических наук Т. А. Жданко, о которой написаны книги, как настоящий ученый и учитель, имела огромное количество учеников и последователей. Ее вклад в науку неоценим: Т. Жданко в числе других сотрудников стояла у истоков создания фондов Самаркандского государственного музея. Эти люди отчетливо понимали, какой богатейший пласт культуры перед ними и считали необходимым собрать и сохранить его.

Сегодня Интернет располагает многими данными, четко выдает имена, события, биографии, но у нас есть возможность непосредственно рассмотреть жизнь и деятельность незаурядных личностей в определенный участок времени, когда они только начинали. Об этих людях говорят экспонаты, некогда ими собранные. Сохраненные записи в дневниках и отчетах - все это своего рода штрихи к портрету, без которых история музея выглядела бы неполной.

Ольга ФАТАЕВА,

зав. отделом истории областного краеведческого музея.