Шараф Рашидов - созидатель
«Шараф Рашидов всю свою жизнь делал добро своему народу, всем тем, чьи помыслы были чисты, объединял во имя великих целей и благих дел».
Шавкат МИРЗИЁЕВ.
Вышла в свет вторая книга известного писателя Исмата Кучиева «Шараф Рашидов: Созидатель». Если первое его капитальное произведение «Шараф Рашидов: Победитель» было о нем как о выдающемся государственном и общественном деятеле бывшего союза, общепризнанном лидере нашего народа, умелом руководителе и мудром человеке, то второе посвящено еще одной грани его многоплановой деятельности – литературному творчеству.
Истории так было угодно, что при оценке яркой личности и богатого наследия Шарафа Рашидовича больше внимания было уделено его долголетней политической деятельности. Это понятно, так как от этого во многом зависели судьба и будущее нашего многомиллионного народа и его взаимоотношения с другими народами тогдашней единой страны – СССР и зарубежных государств. Кроме того, как справедливо заметил автор книги, сам Ш.Рашидов, осознавая свою величайшую ответственность за родной Узбекистан и проявляя чрезвычайную скромность, не выпячивал эту сферу своей деятельности.
Один из пишущих эти строки авторов, много лет работавший в партийных советских органах и знавший его не по рассказам других, был свидетелем рекомендаций Ш. Рашидова руководителям разных рангов быть скромными, уважительно относиться к людям, не злоупотреблять своим служебным положением.
В предисловии к книге «Шараф Рашидов: Созидатель» директор Института литературоведения имени Янки Купалы Национальной академии наук Беларуси, доктор филологических наук, профессор Иван Саверченко справедливо заметил: «Автор книги предоставил нам уникальную возможность взглянуть на Ш. Рашидова в новом ракурсе. Именно из-за этой человеческой скромности мы и недооценили по большому счету литературные труды Шарафа Рашидовича, рассматривая его писательскую ипостась просто как нечто дополняющее его политический портрет. Узбекский писатель и член Союза писателей Беларуси Исмат Кучиев, – продолжает автор предисловия, – посчитал необходимым представить современнику также Рашидова-литератора. Так возникла книга «Шараф Рашидов: Созидатель», образовав вместе с предшествующей работой своеобразную дилогию».
Можно с уверенностью сказать, что Ш. Рашидов всю свою сознательную жизнь, где бы он ни работал: в школе, редакциях газет (самаркандской «Ленин йули» и республиканской «Кизил Узбекистон»), в Самаркандском обкоме партии, Союзе писателей Узбекистана, Президиуме Верховного Совета республики и ЦК Компартии, по мере возможности, занимался художественным творчеством. Об этом свидетельствуют и его произведения, о которых идет речь в книге И. Кучиева.
Книга Исмата Рахматовича хороша и тем, что дает представление как о самом творчестве Шарафа Рашидова, созданных им произведениях, так и о его деятельности как покровителя литературы и искусства в Узбекистане. Рассмотрение творчества Ш. Рашидова автор начинает с его поэтического наследия. Это справедливо и с точки зрения хронологической последовательности творческой деятельности Ш.Рашидова, и по той причине, что этой стороне его творчества уделялось меньше внимания, чем его прозаическим произведениям (романам, повестям, публицистике).
Не занимаясь анализом художественных особенностей и эстетических ценностей произведений Ш. Рашидова, о которых речь идет в главе «Размышления об истоках счастья», заметим, что в его поэзии ведущее место занимают такие темы, как Родина, родная земля, труд, любовь, счастье, мир и борьба с фашизмом. Так, в стихотворении «Земля цветов» поэт писал:
Все, что вижу я, что волнует меня –
Это ты, моя гордая Родина!
В суровые годы войны с немецко-фашистскими агрессорами появилось стихотворение Ш. Рашидова «Дорогой мой хлопкороб», в котором художественными средствами рассказано о важном вкладе народа – хлопкоробов нашей республики в копилку общей победы над заклятым врагом человечества. В нем есть такие строки:
Дорогой мой хлопкороб, друг верный,
Ваши будни на пределе сил.
Ваш энтузиазм, порыв душевный
Гибель для фашизма возвестил.
Особо хотим подчеркнуть, что Шараф Рашидов не только своим поэтическим словом призывал земляков к решительной борьбе с фашизмом, вдохновлял их на ратные подвиги, но и сам был полон решимости внести личную лепту в это общенародное дело. В 1937 году в стихотворении «Любовь к Родине» он писал:
Я для нее достану ключ,
Я для нее не пожалею жизни.
С 1941 года он был на фронте и проливал кровь за родную землю и только в связи с тяжелым ранением вернулся домой.
Как все поэты, особенно Востока, Шараф Рашидов также посвятил немало строк любви и своей любимой. В стихотворении «Я влюбился!» он с восторгом писал:
Я в сад любви своей вошел
И счастья радугу нашел.
Эти строки, являясь лирическим выражением чувств молодого влюбленного человека, стали кредо его жизни. Мы знаем, что влюбленный в свою школьную ученицу Хурсандой Шараф Рашидов после возвращения с фронта женился на ней, и они прожили долгую совместную счастливую жизнь, что служит замечательным примером для молодых людей.
И. Кучиев отводит немало страниц прозе Ш. Рашидова. Этому посвящена глава книги, названная «Воспитание чувств». Он со знанием дела рассказывает о романе «Могучая волна» и дилогии «Победители», их содержании, поступках главных героев, художественных достоинствах и значении. Автор, говоря о прозе Ш. Рашидова, сопоставляет его дилогию «Победители» с литературными шедеврами Михаила Шолохова «Поднятая целина» и белорусского писателя Ивана Мележа «Полесская хроника», в которых реалистично отображена эпоха, в которой они жили и творили.
«И Михаил Шолохов, и Иван Мележ, и Шараф Рашидов, – пишет И. Кучиев, – создавали свои эпопеи о жизни крестьянства примерно в одно и то же время, по горячим следам событий. Они являлись, по сути, свидетелями эпохи, для которой было характерно активное преобразование природной данности, выявление потаенных ресурсов земли для использования их на благо народа. Все они художественно осмысливали бурные события своей эпохи. Только, на наш взгляд, следует добавить, что Ш. Рашидов был не просто свидетелем, летописцем происходящих событий, а их активным участником. Он был участником строительства плотины Фархадской ГЭС на Сырдарье, где был сооружен первый в Узбекистане Бекабадский металлургический комбинат. Под его руководством осуществлялось освоение целинных земель Голодной и Каршинской степей, возникли сотни новых хлопководческих и животноводческих хозяйств, были организованы новые районы и города. Он возглавил всенародный хашар и по возрождению Ташкента после землетрясения в апреле 1966 года».
Отрывки из произведений Ш. Рашидова, приведенные в книге И. Кучиева, позволяют читателю самому окунуться в реалии того времени, ощутить дыхание той эпохи, сопереживать вместе с героями, борющимися во имя победы, за торжество правды над кривдой, добра над злом, прогрессивного над консервативным, радоваться настоящей человеческой дружбе, чистой и крепкой любви. Думается, уместно здесь вспомнить слова народного писателя Узбекистана Адыла Якубова, который писал: «Мы хорошо знаем Шарафа Рашидова как писателя-реалиста, имеющего в нашей литературе свой стиль, свой язык, свой путь. В его романах реалистическое описание проникнуто чистым лиризмом, а лиризм проникнут пламенным публицистическим духом».
В главе «Вечные истины «Кашмирской песни» Исмат Кучиев, ведя речь об этом замечательном произведении, вспоминает события, имевшие место в период тоталитарного режима.
Как известно, советскому руководству особенно много хлопот доставляла интеллигенция. Это была сила, способная указать обществу на необходимость преобразования существовавшего строя. Власти решили усилить идеологический и политический контроль над интеллигенцией, который в годы войны осуществлялся слабо. С начала 1946 года развернулась широкая идеологическая атака, предпринятая советским руководством якобы против тех, кто идеализировал капиталистический образ жизни и преклонялся перед Западом. Любое свободное мышление, которое не укладывалось в рамки коммунистической идеологии, считалось враждебной, буржуазной идеологией, неприемлемой для советского гражданина.
После войны против фашизма в Узбекистане, как и в других республиках бывшего Союза, началась новая волна репрессий. Если в 30-х годах репрессии велись против партийных, государственных, хозяйственных и военных кадров, то в 40-50-х годах они были направлены против деятелей культуры и науки. Запрещалась широкая пропаганда классической и национальной музыки, макомов. Началась широкая кампания в прессе против так называемых националистов, космополитов, пантюркистов.
В свое время пресс-служба Президента Республики Узбекистан отмечала, что «тысячи наших невинных соотечественников были подвергнуты репрессиям во время тоталитарного режима. В 1937-1953 годах в Узбекистане были репрессированы 100 тысяч человек, 13 тысяч беспощадно расстреляны. Многие семьи были разрушены, а дети остались сиротами».
Глава нашего государства Шавкат Мирзиёев в связи с этим поручил провести изыскания по каждому из 100 тысяч репрессированных, узнать их историю, встретившись с их родственниками, издать книги об их деятельности, увековечить память о них, назвав их именами махалли и школы.
Исмат Кучиев, вспоминая период репрессий, на конкретных примерах показывает, как Шараф Рашидов своими статьями, выступая с различных трибун, твердо защищал ряд наших литераторов.
В целом как поэзия, так и проза Ш.Рашидова пронизаны духом патриотизма, дружбы и оптимизма. Все его произведения призывают читателей к добру и созиданию, служат примером строителям Нового Узбекистана.
Отдельная глава рецензируемой книги И. Кучиева по праву посвящена не менее значимой грани созидательной деятельности главного героя – покровительству литературе, искусству, развитию в целом всей культуры в нашей стране.
Шараф Рашидов по природе был человеком общительным, коммуникабельным и доступным для окружающих людей. Работая в руководящих органах власти, он менее всего думал о себе, личном авторитете, используя свое высокое положение для процветания родной земли, повышения благосостояния народа. Он, как творческий работник, пришедший к руководству республикой, хорошо понимал роль духовности в жизни всего общества и каждого человека, поэтому уделял особое внимание развитию национальной культуры и ее составляющих – просвещения, литературы и искусства. Предметом его отеческой заботы были молодые таланты, в том числе поэты и писатели. И. Кучиев приводит пример оказания конкретной помощи пострадавшему от репрессий молодому дарованию – поэту Шукрулло, который впоследствии стал народным поэтом Узбекистана. Шараф Рашидович содействовал становлению и творческому росту таких выдающихся представителей узбекской литературы, как Абдулла Орипов и Эркин Вахидов.
Народный поэт Узбекистана Жамал Камал вспоминает, что после завершения учебы в аспирантуре он был приглашен на постоянную работу в Институт языка и литературы Академии наук Узбекистана, но столкнулся с проблемой отсутствия квартиры для переезда семьи в Ташкент. Когда ни Академия наук, ни Союз писателей не смогли решить эту проблему, ему посоветовали обратиться за помощью к Ш. Рашидову. Передавая свое заявление и недавно изданную книжечку собственных стихов в приемную ЦК, он спросил женщину, принявшую их:
– Опа, попадет ли это в его руки?
Женщина уверенно заявила:
– Будьте уверены, Шараф-ака обязательно сам прочтет написанное на его имя заявление.
Через три дня в Ташкентском горисполкоме заявителю вручили ключи от четырехкомнатной квартиры в Юнусабадском районе. Через неделю Жамала Камала пригласили в ЦК партии, где заведующий отделом ему объяснил, что Ш. Рашидов во главе делегации выехал за границу и перед отъездом, пригласив его, поручил побеседовать с ним и решить все имеющиеся у него проблемы. «Имеется ли у вас еще какая-то проблема?», – спросил заведующий отделом. Благодарный поэт сказал, что теперь никаких проблем у него нет: семья переселилась в новую квартиру, супруга устроилась на работу, дети ходят в школу… Жамал Камал попросил передать Шарафу Рашидовичу от него большую благодарность.
«Тогда слушайте», – сказал заведующий отделом и передал следующие пожелания Шарафа Рашидовича: «Мы возлагаем большие надежды на поэта Жамала Камала. Пусть он всецело занимается своим творчеством и не примыкает к некоторым группировкам, существующим среди писателей. Если есть у него что сказать, пусть приходит в ЦК: наши двери всегда открыты».
– Знаете, – рассказывал в беседе с нами Жамал Камал, – эти слова меня так взволновали, окрылили, что я чувствовал себя словно на седьмом небе. Где и когда видели такое внимание и заботу о молодом творческом работнике, как я, далеко не крупном поэте или литераторе? Пока я жив, не забуду этого. Всю жизнь следую наставлениям Шарафа Рашидовича.
Таких примеров внимательного отношения к отдельным творческим работникам и оказания им необходимой помощи со стороны Ш.Р.Рашидова не десятки, а сотни, что подтверждается множеством фактов, приведенных в книге Исмата Кучиева.
Конечно, Шараф Рашидов заботился не только об отдельных представителях писательского цеха, но и об узбекской литературе в целом. Следил за работой Союза писателей, издательств, литературных журналов и газет, помогал улучшению материального положения поэтов, писателей, редакторов, журналистов. Использовал свои связи и возможности для перевода и публикации произведений местных литераторов в центральных журналах и издательствах. Поощрял перевод на узбекский язык произведений классиков русской и мировой литературы. Одобрял привлечение к этой работе выдающихся поэтов и писателей Узбекистана. Так, в разное время Ойбеком были переведены на узбекский язык «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Максуд Шейхзаде перевел произведения Эсхила, Эзопа, Низами, Гянджеви, Ш.Руставели, Шухрат – произведения Г. Гейне, А. С. Пушкина, А. Мицкевича, Шукрулло – литературные труды Карло Гоцци, Тараса Шевченко и Кайсына Кулиева. Абдулла Орипов перевел «Божественную комедию» А. Данте, Эркин Вахидов – «Фауста» И. Гёте, Жамал Камал – стихи М. Ю. Лермонтова, драмы У. Шекспира.
В свою очередь, творения многих узбекских писателей и поэтов были переведены и изданы за рубежом. Такой обмен художественной литературой содействовал, с одной стороны, обогащению национальных культур, а с другой – распространению опыта создания литературных шедевров мастерами пера разных стран. Этому способствовали и регулярно проводимые при Ш. Р. Рашидове дни и недели литературы и искусства Узбекистана в Москве, дни культур братских народов в нашей республике, организация выставок и фестивалей. Апогеем этих мероприятий стали международные конференции писателей народов Азии и Африки и Международный кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки, регулярно проводимые в Ташкенте с участием представителей литературы и киноискусства из десятков стран мира. Ш. Р. Рашидов пристально следил за организацией этих форумов и вносил весомый вклад в их успешное проведение.
Подытоживая вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что книга «Шараф Рашидов: Созидатель» И. Кучиева позволяет взглянуть на разносторонний талант Ш.Рашидова в ракурсе духовности и культуры, гармоничного развития человека. Ее чтение убеждает, что Ш. Р. Рашидов, четверть века руководивший республикой, успешно организуя и направляя созидательный труд нашего народа, внес неоценимый вклад в возрождение национальной государственности и культуры, в возведение основ для Нового Узбекистана и нашего движения к Третьему Ренессансу.
Читая книгу «Шараф Рашидов: Созидатель», мы преисполняемся гордости за героя книги – выдающегося государственного и общественного деятеля, известного писателя и поэта, пламенного публициста Шарафа Рашидовича Рашидова и автора книги – Исмата Кучиева, проделавшего большую и кропотливую исследовательскую работу...
Исмат Кучиев перед написанием данной книги поставил перед собой задачу внести вклад в достойную оценку Шарафа Рашидова как выдающегося писателя и поэта, показать, как он своими произведениями способствовал воспитанию людей трудолюбивыми, стремящимися к новому, борцами за правду, поднятию их духа. Люди, воспитанные на его книгах, достигли высокие рубежи за годы независимости Узбекистана.
В этом году исполняется 105 лет со дня рождения выдающегося государственного и общественного деятеля, известного писателя и поэта, публициста, замечательного сына узбекского народа Шарафа Рашидовича Рашидова. Верим, что книга И. Кучиева станет достойным подарком к этой дате, станет одним из кирпичиков в строительстве Нового Узбекистана и основы Третьего Ренессанса.
Сабир КУРБАНОВ,
кандидат исторических наук, доцент.
Носир ТАИРОВ,
политолог.