Сердце Ислама не знало покоя

1953 год. Самарканд. Двор 21-школы заполнен старшеклассниками, которые учатся во вторую смену. Кто-то перепрыгивает через гимнастического козла, а кто-то бежит на баскетбольную площадку заниматься бросками в кольцо, оттачивая меткость. Каримов, Абдухаликов, Муртазин и другие шли в пионерскую комнату играть в быстрые шахматы на вылет. Иногда Ислам Каримов уединялся в глубине школьного двора под деревом или в свободном классе и думал о жизни, будущем, великих пращурах - Темуре, Улугбеке. Сердце Ислама не знало покоя, он был уверен, что если оно успокоится, то придет смерть.

Еще Ислам был уверен в том, что надо заставить себя любить этот мир, каким бы он ни был, любить и перевоспитывать пацанов-хулиганов со своей улицы. А сам, чтобы укрепить свои знания по математике, решил брать дополнительные уроки у преподавателя математики, польского еврея Груза, чья семья квартировалась у одноклассника Мухтарова.

Однажды вечером Ислам пришел к учителю Ивану Алексеевичу Калиниченко, который преподавал черчение и физику, руководил авиамодельным кружком. Прошедший фронт, у него не было своего дома в Самарканде, поэтому он оставался ночевать в школе в маленьком кабинете авиамодельного кружка. Постучав и войдя в кабинет, Ислам, увидел, как Иван Алексеевич сидит в майке и штопает воротник рубашки, который порвался от ветхости. Увидев Ислама, он сказал:

- Ничего, Ислам, ничего, Москва не сразу строилась, будут у нас и новые рубашки, и другая одежда, и машины.

Исламу стало как-то неловко оттого, что он увидел, как учитель-фронтовик не имеет сменных рубашек. На следующий день Ислам подошел к однокласснику Тулкуну.

Когда Ислам хотел воплотить какую-нибудь задумку, то подводил к этому базу, приводя аргументы, главным из которых был пример Алишера Навои.

- Навои был не только великим поэтом, но и великим благотворителем, меценатом, - вдохновенно говорил Ислам. - Преподавателям медресе он назначил по 1 200 золотых и 24 мешка зерна каждому, студентам - по 24 золотых и 5 мешков зерна. Ежегодно раздавал 1 000 комплектов одежды бедным. Или другой пример - писатель Ойбек. За облигации займа, которые должны были ежемесячно приобретать жители его махалли, он заплатил из своих денег. Хотя у нас с тобой нет таких богатств, какие были у Навои, мы сделаем скромный подарок нашему учителю Ивану Алексеевичу. У меня есть деньги, заработанные на разгрузке дынь и арбузов на Сиабском рынке, а ты попросишь деньги у отца. Только о нашей «задумке» не должна знать ни одна душа.

Отец Тулкуна был директором артели кузнецов «Куеш», организованной в 1931 году. Артель располагалась рядом с площадью Регистан. Впоследствии на месте артели построили ресторан "Юбилейный-2500" в честь 2500-летия города Самарканда. Позже ученые-археологи нашли артефакты, которые подтверждали, что Самарканду 2750 лет. Ислам Каримов издал указ о праздновании этого юбилея 25 августа 2007 года.

Артель «Куеш» имела свою печь - вагранку, в которой плавили чугун, выпускали бороны для плугов, отливались скамейки, печки, решетки оградки, казаны, флагштоки, из листового железа делали квадратные гвозди, в общем, разное. Поэтому деньги у отца Тулкуна водились.

В воскресенье Ислам и Тулкун пошли на улицу Ленина, где расположились магазины. Здесь они выбрали две рубашки и купили два флакона одеколона «Шипр». Конечно, как и все мальчишки, потом два друга направились в парк, где поиграли в настольный теннис, повеселились в «комнате смеха» с кривыми зеркалами. На обратном пути была горбольница, справа Абрамовский бульвар, переименованный в бульвар Максима Горького. Друзья прошли в пединститут, неподалеку от которого простиралась роща из акаций. Сейчас на месте рощи стоят здания театра оперы и балета, исполкома и гостиницы "Афросиаб". По правую сторону улицы оставались некоторые цеха завода «Кинап», спиртоводочный завод с его специфическим запахом вареной кукурузы.

Миновали они гарнизонную баню, в которой мылись солдаты Самаркандского гарнизона, а после бани был дом таджико-узбекского писателя Садриддина Айни, лауреата Сталинской премии, который умер в 1954 году в Сталинабаде (Душанбе). Ислам рассказал Тулкуну, как будучи в Сиабском рынке, увидел С. Айни, чей рассказ «Смерть ростовщика» прочитал недавно. Из любопытства Ислам стал наблюдать за писателем, который обошел всех продавцов чакки, пробуя и спрашивая цену сузьмы, и выбрал ту, которая была подешевле. Торговался он и с продавцами картошки. Когда писатель сделал все закупки, Ислам подошел к Айни и сказал: "Домулло, давайте я вам помогу донести сумку до дома!"

- Бале, бачем, бале, - в знак одобрения ответил писатель.

Взяв сумку, Ислам с писателем направились к его дому, по дороге С. Айни расспрашивал Ислама, из какой он семьи, где живет, в каком классе учится. Непринужденно беседуя, они подошли к дому писателя. Он поблагодарил Ислама и вошел в свой дом. Ислам был взволнован этой встречей с живым классиком.

Когда Ислам пришел в школу, он рассказал одноклассникам о своей встрече с С. Айни. Абдухаликов еще сказал:

- Я слышал, что он очень прижимистый человек. Дома у него только варенье из тутовника. И на базаре всегда долго торгуется, чтобы сбить цену.

Ислам тогда ничего не ответил, хотя понимал Айни.

Вместе с Тулкуном дошли до маленького парка напротив ансамбля Регистан, устав, они присели на скамейку, куда из павильона мороженого доносилась музыка - пела Тамара-ханум.

Отдохнув, Тулкун пошел домой на улицу Кошхаус, а Ислам - на улицу «8 марта», где он жил. А вечером, когда в школе никого не было, они пришли к Ивану Алексеевичу с двумя рубашками, одеколонами «Шипр», лепешками и фруктами.

- Ислам что-то зачистил ко мне, да еще с Тулкуном пришел, у вас все в порядке?

- Нормально, Иван Алексеевич, я и Тулкун решили сделать вам скромный подарок, вы только не обижайтесь, подарок от всей души и с уважением к вам. Вы же сами всегда говорите, что нужно делать добро. Вот мы и делаем добро.

- Ребята, вы меня растрогали, я горжусь вами, будьте всегда такими же бескорыстными, добрыми, я очень рад, что в нашей школе есть такие ученики. 

Иван Алексеевич обнял и расцеловал друзей. Посидели, попили чай, и друзья, попрощавшись с учителем, пошли домой.

Два одноклассника - Ислам и Тулкун – долго дружили. У Тулкуна была состоятельная семья. А многодетной семье Ислама было трудно материально, родители собирали последние копейки, чтобы купить для детей книги и одежду. Уже тогда, будучи школьником, Ислам дал себе слово, что будет делать все возможное и невозможное, чтобы приблизиться к своей цели: закончить школу с золотой медалью и получить высшее образование.

Прошли годы, и мы увидели, как Ислам Каримов не только выполнил задуманное, но и с лихвой перевыполнил его.

Своим трудолюбием, упорством, лидерскими качествами, интеллектом он стал Первым Президентом независимого Узбекистана, в корне изменил историю Узбекистана, став великим государственным деятелем.

И все мы гордимся тем, что мы жили, учились с ним в одной школе, в одном городе ходили по тем же улицам и переулкам. Пройдут годы, но имя Ислама Абдуганиевича Каримова никогда не будет забыто...

Рафаэль ХУСНУТДИНОВ.