Самарканд – «столица великих ханов»
К предстоящему знаменательному событию в жизни общины приурочен визит представительной делегации гостей, которую возглавляет глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви архиепископ Езрас Нерсисян. В составе делегации – посланцы, представляющие не только ближние центральноазиатские страны, но и другие края, в которых существует спюрк (так по-армянски именуется армянская диаспора).
Среди уважаемых гостей – священнослужители епархии (для справки: в каноническом подчинении Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ находятся армянские церковные общины не только в России, но и на территории бывшего союза, в том числе в Узбекистане), представители культуры, общественности, науки, бизнеса, а программа юбилейных мероприятий предусматривает официальные встречи с представителями Исламского духовенства, встречи с членами армянской общины и культурные мероприятия, включая концерт хорового искусства, составленный по произведениям классика армянской музыки Вардапета Комитаса.
Гостевая делегация разделяет с общиной радостное событие, отдавая дань признательности независимому Узбекистану – ведь именно при поддержке государства после десятилетий безвременья возобновилась столь важная для армян жизнь национальной общины.
Исторические исследования свидетельствуют, что появление и пребывание армян в Центральной Азии, в том числе на земле Узбекистана, уходит своими корнями в те далекие времена III-IV вв. н.э., когда на маршрутах Великого шелкового пути оказывались купцы-христиане, среди которых были и армяне. В XIV веке во время второго похода Амира Темура множество армян – ремесленников, строителей, ювелиров, оружейников и каменотесов - обосновались в районе Самарканда и других районах региона, а по указу великого правителя Армянская церковь стала неотъемлемой частью духовной жизни армян в «столице великих ханов» (так летописцы средневековой Армении величали Самарканд).
В середине и конце XIX века руки умелых ремесленников армян-переселенцев пришлись очень кстати при возведении вокзалов и мостов, паровозных депо и каменных домов, при строительстве Закаспийской железной дороги, протянувшейся от Красноводска до Самарканда.
Тогда, в 1897 году, проживавшие в Самарканде армяне обратились к властям с ходатайством об открытии в городе молитвенного дома. Через год их просьба была уважена: община с энтузиазмом взялась за строительство своего молитвенного дома, а к концу 1903 года прихожане получили возможность молиться в собственном помещении, выстроенном на свои средства и своими руками.
Спустя три года – в 1906 году, когда заурядный молитвенный дом превратился в настоящую церковь Святой Богородицы с колокольней и новым алтарем, общинная школа, построенная силами прихожан на церковной территории, приняла своих первых учеников.
Так уж повелось, что оказавшись по воле судьбы вдали от Армении, армяне всегда и везде строили церковь и школу - чтобы сохранить свою самобытную культуру, язык и веру, а церковь стала подлинным духовным стержнем национальной жизни армянского спюрка и в Туркестане. Объединяя народ, она оставалась их единственной защитницей, опорой и давала детям переселенцев хотя бы начальное образование.
Церковь Святой Богородицы в Самарканде, которая в течение многих лет оставалась единственной армянской церковью в Средней Азии, и приходская школа продолжали функционировать вплоть до 1930-х годов, печально известных в истории усилением в обществе антирелигиозных тенденций. Жестоким гонениям подверглась и ААЦ: священников огульно обвиняли в национализме и заключали в тюрьмы, общинное имущество было конфисковано, а церковь была превращена в склад. К началу 1940-х годов по указу советских властей в городах Средней Азии уже не было ни одного общинного формирования, а вся общинная жизнь оставалась под запретом.
Прошли долгие десятилетия прежде чем в конце XX столетия - после обретения Узбекистаном суверенитета и национальной независимости - в стране началось возрождение вековых ценностей. Благодаря проводимой руководством страны планомерной национальной политике стало возможным и удовлетворение духовных запросов людей, а восстановление закрытого очага духовности случилось лишь спустя почти 60 лет. Именно тогда члены правления Самаркандского армянского культурного центра «Луйс» от имени армянской общины Самарканда обратились к властям с просьбой о возвращении прихожанам здания бывшей церкви. Их просьба была удовлетворена и сотни самаркандских патриотов внесли свой вклад в дело восстановления храма. Это был сложный во всех отношениях процесс, потребовавший огромных физических и материальных затрат, а торжественная церемония освящения и открытия восстановленной Армянской апостольской церкви Святой Богородицы в Самарканде состоялась 20 августа 1995 года.
Весьма символично, что нынешнее юбилейное торжество проходит в дни празднования в стране Дня независимости Узбекистана и невольно вспоминается старинная армянская народная мудрость: «Где мир и спокойствие – там хлопок цветет». Как никакая другая, она достойно характеризует Узбекистан. И не только как одного из крупнейших производителей хлопкового волокна в мире, но и как создателя и хранителя уникального самоцвета мира и согласия между многими народами, живущими на этой благодатной земле.
Являясь одной из граней многонационального самородка узбекского народа, армяне, как преданные граждане Узбекистана, вносящие свой посильный вклад в дело развития страны - наделены всеми правами по сохранению своей идентичности, национальных корней и духовного начала. Оставаясь приверженцами родной традиции, они легко находят дорогу в родную общину, в родной храм Армянской апостольской церкви – одной из древнейших на земле и сохраняющей свою изначальную церковную традицию среди древних восточных церквей, чтобы плечом к плечу внимать слову священника, приобщаться к таинству дошедшего из глубины веков Священного Патарага (Литургии) не только в дни традиционных праздников. Словно во исполнение одной из первых заповедей Божьих – возделывать сад, в котором ты живешь и в котором произрастает то самое заветное Древо жизни – главный символ природного плодородия, духовной жизни и возрождения.
Георгий СААКОВ,
главный редактор Журнала армян Узбекистана DEPI Apaga.