Самарканд: сделать защиту культурного наследия приоритетом

Исследования историков Удмуртского ФИЦ РАН, посвященные становлению Ижевска как города-завода в период 1807-1917 годов, подтолкнули меня к новой цели – путешествию в Узбекистан, в древний Самарканд. Так, в середине апреля 2025 года мы с женой отправились в город, расположенный на перекрестке цивилизаций.

Немного предыстории. Февраль 2024 года запечатлелся в памяти поездкой с супругой в Ижевск на концерт «Пикника». Эдмунд Шклярский, словно шаман, колдовал над залом ДК «Металлург», увлекая за собой в программу «Будущее ждет нас». Это было не просто зрелище, а калейдоскоп образов и мелодий, оправдавший самые смелые ожидания. Казалось, вместе с музыкантами мы скользим сквозь время и пространство, целиком отдавшись гипнотическому дару Шклярского.

Ижевск подарил не только встречу с прекрасным, но и знакомство с удивительным человеком – Михаилом Голубом, подвижником, который год за годом организует пронзительные выставки, посвященные Сталинградской битве. Его экспозиции раскрывают трагическую и героическую историю города на Волге и еврейского народа, вставшего на защиту мира. Общение с Михаилом, главой Еврейской общины Ижевска «Звезда Давида», оставило глубокий след в душе. Ижевский край, известный своими оружейниками на протяжении двух столетий, хранит немало тайн. Лишь историки могут досконально рассказать о возникновении заводского поселка, первых иностранных мастерах, появлении синагоги, об истоках оружейного дела в этом уголке России.

Я знал, как и многие, что Самарканд – это сокровищница истории, но меня влекло другое – роль города, находящегося на окраине бывшей Российской империи, в качестве места ссылки для неугодной царскому режиму интеллигенции. Передо мной стояла задача – найти и изучить исторические документы, посетить места, связанные с именами людей, чья судьба переплелась с историей Урала и Ижевска.

История Туркестана, и Самарканда в частности, неразрывно связана с деятельностью социал-демократов и большевиков. Именно в Самарканде 1 мая 1904 года начала выходить газета «Самарканд», издаваемая революционером Михаилом Морозовым. «За слишком смелые антиправительственные публикации издание это неоднократно закрывалось властями, но, меняя свои названия («Новый Самарканд», «Русский Самарканд», «Зеравшан»), продолжало существовать вплоть до 1913 года», – пишет историк-краевед Рубен Назарьян в своей статье «Газетное дело и книгоиздательство в Самарканде (конец XIX - начало XX века)».

В вихре Первой русской революции 1905 года в Самарканде зародилась социал-демократическая организация. В самом сердце города работала подпольная типография, множа листовки и прокламации, призывавшие к революционным переменам. Скрытая в тени Петровской улицы, на стыке нынешних улиц А. Джами и Пушкина, она служила убежищем для революционеров, прибывших из Оренбурга, – Павла Сажина и Александра Мурашкинцева. Дом, переживший надстройку, до сих пор хранит память о тех бурных временах.

Посещение Самарканда подарило встречу с бывшей усадьбой купца Абрама Калантарова, ныне Самаркандский областной краеведческий музей (основан в 1896 году). Архитектурное великолепие и изысканные интерьеры здания – сами по себе историко-культурное сокровище. Не менее ценны и экспозиции музея, наполненные артефактами и уникальными книгами. Особое впечатление произвела коллекция, собранная в 1920-е годы Исааком Симховичем Лурье (1875-1930) – ярким представителем Петербургской школы иудаики, зародившейся в 1890-е годы. Истоки этой научной школы восходят к историку Семену Дубнову, чей призыв к изучению истории русских евреев и учреждению Русско-еврейского исторического общества нашел отклик в сердцах многих. Именно Максим Винавер, юрист и один из основателей партии кадетов, вместе с группой молодых и энергичных единомышленников создал в 1890 году «Историко-этнографическую комиссию» при Обществе для распространения просвещения между евреями в России, заложив тем самым фундамент для будущих исследований.

Пешая прогулка по улицам европейской части города дала возможность увидеть интересные здания XIX-XX веков. Восхитились архитектурой областной детской библиотеки имени Абу Райхана Беруни (ранее – имени Пушкина). Как удалось выяснить, когда-то это был целый комплекс городского Народного дома, включающий в себя музей, библиотеку и читальню. Его главная идея заключалась в идее всенародного просвещения. К сожалению, попасть внутрь нам не удалось, так как библиотека оказалась закрытой на ремонт.

Не могли не пройти мимо оригинального «здания с якорями» по улице Шохруха. Никакой информации по зданию не было в туристических справочниках, но благодаря самаркандскому краеведу Александру Галаку, опубликовавшему в «Самаркандском вестнике» статью, узнали с супругой, что практически отсюда начиналась самаркандская торговля чаем – здесь располагалась контора «Торгово-промышленного товарищества преемников А. Губкина, А. Кузнецова и К».

«Категория таких архитектурных объектов, как «здание с якорями», нуждается в особо бережном отношении и сохранении. После того как Самарканд вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, были выделены охранные зоны, а это здание является одним из памятников архитектуры, вошедших в список культурного наследия. Но в последнее время в историческом облике города нередко происходят недопустимые нарушения, когда личные интересы ставятся важнее общественных. Не так давно появились разговоры о планируемой постройке нового здания общежития на месте комплекса «здания с якорями», и это очень тревожный сигнал!» – пишет А. Галак. И думаю, что подобные «разговоры» возникают не на пустом месте.

Самарканд – город, пропитанный духом истории, где каждый камень дышит легендами. Но что делается для сохранения этого бесценного наследия, для защиты памятников, хранящих отпечатки минувших эпох?

В 2020 году Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заложил фундамент масштабной программы по сохранению культурного достояния страны. В своем Послании парламенту он призвал правительство к незамедлительным действиям – к созданию специальной программы, призванной учитывать, оберегать и обеспечивать сохранность каждого из более чем 7000 объектов культурного наследия. «Мы обязаны сохранить и передать будущим поколениям культурное наследие нашего народа», – подчеркнул глава государства. Так, в Узбекистане было создано Агентство культурного наследия.

Республика регулярно становится площадкой для Международного конгресса «Изучение, сохранение и популяризация культурного наследия Узбекистана на современном этапе», объединяющего усилия ученых, реставраторов и общественных деятелей. Но кто же осмелится противостоять этой благородной миссии?

По сведениям, Генеральная прокуратура Республики Узбекистан постоянно борется с незаконным строительством на территории объектов культурного наследия, обращаясь в суды с исками о сносе самовольных построек. Однако невежество и амбиции некоторых частных владельцев, получивших в собственность земельные участки, зачастую сводят на нет созидательную работу общества и государства.

Чтобы сохранить для потомков исторические здания Самарканда, каждый дом, каждый камень, необходимо, в первую очередь, актуализировать список взятых под охрану государства объектов культурного наследия, отслеживать переходы прав собственности на них, изменения в их использовании, фиксировать строительные работы с помощью фото- и видеосъемки, словом, установить непрерывный мониторинг за объектами.

Старинные улочки и памятники Самарканда – это магнит для туристов, в том числе из стран СНГ, это возможность прикоснуться к истории города, в том числе совсем недавней, изучить его архитектурное наследие. Туристическая привлекательность Самарканда напрямую зависит от сохранности этих объектов. Если в какой-то момент всем нам придется расстаться с этими зданиями в угоду строительству торговых и развлекательных центров, высотных зданий, культурному человеку будет дан неверный посыл, что в Узбекистане не защищают историю и исторические объекты, в то время как это не соответствует действительности.

Детская библиотека (бывшая имени Пушкина), дом с якорями, подпольная типография Морозова, синагоги Канесои Гумбаз и Ор-Авнер – эти и многие другие объекты европейской части древнего города, вместе с архитектурными достопримечательностями античного и средневекового Самарканда, должны стоять в одном ряду по значимости для его истории. Инициативная группа «Сохраним Самарканд» неустанно привлекает внимание к проблеме незаконного сноса памятников старины, поднимают эти вопросы и другие активисты, любящие город, но этого, как видим, недостаточно. Если мы хотим видеть Самарканд процветающим и исторически привлекательным, необходимо сделать защиту его культурного наследия приоритетом, вынести этот вопрос на рассмотрение компетентных органов государств – участников СНГ.

Андрей АГРАНОВСКИЙ,

советник генерального директора

Ассоциации «Деловой Центр экономического развития СНГ».