Самарканд – колыбель науки и цивилизации
Самарканд бесчисленными нитями связан с событиями мировой истории, судьбами великих людей, духовной цивилизации. Каждый клочок земли этого древнего города свидетельствует о богатстве ее истории.
В XI веке на стыке двух ручьев Новадон и Сиаб, недалеко от городища Афрасиаб, находилась махалля под названием «Готфари». Омар Хайям из Нишапура приехал в Самарканд и два года проживал в этой махалле. Основной целью приезда молодого ученого в Самарканд было ознакомление с редкими книгами в библиотеках и получение знаний у известных ученых.
Самарканд в то время был признанным центром науки и просвещения. Здесь, в знаменитых на весь мир книгохранилищах, черпали знания известные ученые и поэты. Великий ученый, работая над старинными рукописями в библиотеках города Самарканда, занимался проблемами математики и астрономии.
Естественнонаучные и философские воззрения Хайяма имеют глубокие корни. Ибн Сино он считал Солнцем науки, энциклопедические знания Ал-Кинди сравнивал с учением Аристотеля. Для него Фараби был ученым мировой величины. Мухаммад ибн-Муса аль-Хорезми своей астрономией и математикой прославился во всем научном мире. Аль-Баттани совершил чудо в астрономии, определив продолжительность года: триста шестьдесят пять дней, пять часов и двадцать четыре секунды. Беруни высказывал догадку, которая начисто опрокинула Птолемея с его неподвижной Землей и вращающимся вокруг нее Солнцем и светилами. Беруни сказал: «Нет, все наоборот!» Всех их Хайям считал своими учителями, но особенно близок ему был Ибн Сино, потому что он отдавал особое предпочтение философии и медицине.
Ему часто задавали вопрос о поэзии: «У поэзии есть свое место, и несравненный Фирдоуси доказал это всей своей прекрасной жизнью, - писал Хайям. - Нет равных самаркандскому поэту Рудаки, бухарским Дакики и Асири». Хайям любил поэзию и сочинял свои знаменитые рубаи в свободное время. «Я не поэт, - говорил Омар Хайям. - Мои профессии - математик, астроном и философ. А стихи лишь выражение души, внутреннего мира, что является самовыражением природы».
Великие люди науки и поэзии свои бесценные творения писали на знаменитой во всем мире самаркандской бумаге. Хайям также считал необходимым изображать моря и реки, города и высокие горы, свои математические расчеты и астрономические карты на самаркандской бумаге. «На хорошей бумаге пишутся добрые и необычные слова», - так он выразил свое мнение о качестве самаркандской бумаги.
Хайям был человеком, и не надо делать из него ни пьяницу, ни трезвенника, ни аскета, ни ловеласа - он был обыкновенным человеком: терпел голод и холод, порою жил прекрасно, много думал и много трудился. Живя в Самарканде, Омар Хайям познакомился с произведением великого средневекового ученого Юсуфа Хос Ходжиб «Кутадгу Билиг». Трактат Мухаммада Аль-Хорезми «Книга по алгебре и алмукебила» произвел на него огромное впечатление. Он усердно читал математические труды Абу Камиля и Аль-Махани, труды древнегреческого философа Эпикура.
Известность Омара дошла до великих правителей стран Востока. Вскоре, после пребывания в Бухаре и Самарканде, молодого ученого пригласил к своему двору правитель Исфахана Джалал ибн Малик-шах. Главный визирь шаха Низам аль-Мулк - известный политолог, автор книги «Сиясат-наме» («Политология»), посетил Самарканд и, узнав об больших знаниях Хайяма в точных науках, посоветовал шаху пригласить молодого ученого в Исфахан. Спустя годы, пережив все радости и невзгоды жизни в Исфахане, Омар Хайям оставил теплые воспоминания о самаркандском периоде житии.
Хуршед САМИБОЕВ.