Самарканд и начало станковой живописи в Узбекистане
До середины XIX века изобразительное искусство в Туркестане развивалось в русле ремесленно-декоративного направления и многочисленные образцы творчества местных мастеров послужили прекрасной почвой для развития творчества будущих поколений художников.
Первые живописцы появились сразу же, как только стало возможным посещать Туркестан, бывший прежде недоступным и не изученным. Приезжие художники, направляющиеся хоть и ненадолго в Самарканд и писавшие, в основном, старые памятники, оказывали влияние на местную молодежь.
В 1892 году по переписи городского населения в Самарканде значились один живописец и один скульптор. На весь город в 1902 году было всего одно малярно-живописное заведение, располагавшееся по улице Челекской, в которой трудился живописец и декоратор Алексей Васильевич Сильченко.
Начало появления в Самарканде реалистической школы изобразительного искусства было положено преподавателями русских гимназий и школ. В 1899 году в городе открывается первая художественная школа, на которую из городской казны выделялось 2000 рублей в год. В Самаркандской женской гимназии еще до 1918 года существовал класс рисования, где находились прекрасные образцы гипсов, а уровень преподавания был довольно высок.
Особенно значительную роль в формировании художественных кадров в дореволюционном Самарканде сыграл учитель рисования из женской гимназии Сергей Матвеевич Цветков, под руководством которого сложился молодой коллектив художников. Это - В. Н. Еремян, Г. Н. Никитин, Д. Домбровский и другие. Весной 1918 года они организовали свою первую городскую выставку. Во главе этого коллектива после октябрьской революции становится молодой художник, только что окончивший московское училище живописи, ваяния и зодчества и приехавший в Самарканд Огапес Татевосян. Весною 1918 года молодые художники устроили совместную выставку, а к первой годовщине октябрьской революции украсили город огромными панно на революционные темы в духе времени.
Молодому художнику-самаркандцу Льву Бурэ принадлежала инициатива создания первого народного художественного училища, а позже Художественной школы, в организации которой большую роль сыграли В. Е. Седов и В. М. Юткин. В конце 1918 года открылась Самаркандская художественная школа, руководителем которой был сначала Л. Л. Бурэ, а после возглавить ее было поручено О. К. Татевосяну. Это была первая попытка сплотить в профессиональную организацию художников Узбекистана. Она была названа в духе того времени - Изокоммуна.
По воспоминаниям О. К. Татевосяна, Изокоммуна состояла из молодых художников, которые сумели создать жизнерадостную и творческую атмосферу. Вдохновленные идеями творчества и воспитания новых молодых кадров они видели свою задачу в том, чтобы развить у учащихся любовь к искусству.
Захваченные идеей создания нового революционного стиля, они пытались обновить методику преподавания. Занятия в студии проводились без какого-либо систематического плана и программы. Обучение рисунку начиналось сразу на натуре, а живописи на пленэре. Из учебного обихода были изъяты гипсы, как пережиток старой системы образования. Школа размещалась в большом фруктовом саду среди виноградников. Все бытовые вопросы решали сообща - отсюда и название "Изокоммуна". Учебная работа перемежалась с возделыванием виноградника и уходом за садом и огородом. Нехватка учебных художественных материалов не смущала ни педагогов, ни учеников. Они сами изготавливали краски, кисти, для чего - факт забавный, но показательный - на базарах стригли хвосты у ослов и коров. Под впечатлением того интересного времени в 1919 году Татевосяном была написана картина "Изокоммуна". Коллектив коммуны принимает участие в художественном оформлении города к революционным праздникам и создают агитационные панно. В том же 1919 году Татевосян проводит в Самарканде свою первую персональную выставку. В 1920 году Татевосян по делам выезжает в Москву и остается там, поступив на учебу во ВХУТЕМАС.
В дальнейшем руководство школой перешло в руки формалистов и, лишенная реалистической основы, она захирела, так и не получив развития. Дело в том, что в 1921 году в Туркестан приехала группа московских художников-формалистов, которые своим влиянием заразили местных живописцев. Будучи бунтарями, отрицающими старое искусство, приезжие мастера казались местным самаркандским художникам ярким примером для подражания. Взявши преподавание в свои руки, они провозгласили, что нужно бороться со старыми понятиями академизма и реализма, называя их пережитком прошлого, и к концу 1921 года школа живописи распалась. В этом же 1921 году в Самарканде жил и работал К. Петров-Водкин.
К ранее живущим в Самарканде Л. Л. Бурэ, Р. А. Акбальяну, Г. Н. Никитину, О. К. Татевосяну, М. Вогману и В. Н. Еремяну стали присоединяться - в 1921-1925 года Усто-Мумин (А. В. Николаев), В. И. Уфимцев, Н. В. Кашина, А. С. Ермоленко, а позже П. П. Беньков и З. М. Ковалевская. Каждый из этих художников обладал яркой индивидуальностью и не был похож один на другого. Все были в поиске новых форм выражения. В те годы особенно остро стояла творческая задача по соединению традиционной средневековой живописи Востока с современными тенденциями и новейшими течениями Запада.
Через 7 лет, в 1928 году, Оганес Карапетович Татевосян вновь возвращается в Самарканд и через год устраивает свою вторую персональную выставку картин. Последующие несколько лет его жизни в Самарканде были связаны с деятельностью по организации студии АРИЗО, председателем которой стал В. Е. Седов. Это была очередная попытка объединить художников города в один сплоченный коллектив. Первоначально предполагалось, что АРИЗО будет организацией для начинающих молодых художников-самоучек, но к 1930 году оно, разросшись, становится главным объединением, собравшим в своих рядах и профессиональных художников из разных объединений и кружков. В марте 1930 года в состав самаркандского АРИЗО входило 18 художников-непрофессионалов и 20 художников-профессионалов.
В мае 1930 года в Самарканде создается очередная ассоциация работников изобразительных искусств - "Красный Восток". Это была очередная попытка сплотить художников города. В процессе политических преобразований изобразительному искусству в Узбекистане отводилась немалая роль как средству воздействия и воспитания трудящихся масс.
В том же 1930 году при непосредственном участии Татевосяна, ставшего вскоре уполномоченным предприятия, была организована Изофабрика или Экспериментально-производственные мастерские пространственных искусств. Новые, меняющиеся условия жизни требовали новых форм выражения в творчестве. Однако АРИЗО и Изофабрика к 1932 году прекратили свое существование. В силу вступившего в силу правительственного постановления от 23 апреля 1932 года произошла перестройка творческих организаций в Узбекистане. Пришло время собрать воедино все творческие силы и покончить с различными разрозненными творческими организациями и группами. В Ташкенте был образован Организационный Комитет Союза Художников Узбекистана, который собрал всех художников в один коллектив. В 1938 году создается самостоятельная организация - Союз Художников Узбекистана.
Александр ГАЛАК.
НА СНИМКЕ: картины О. Татевосяна и Л. Бурэ.
(Окончание следует).