Сады бабуридов
Возвращаясь из дальних походов, Амир Темур любил останавливаться в одном из своих многочисленных садов под Самаркандом. Суете городских улиц, чертогам дворцов и торжественности тронных залов он предпочитал аккуратные аллеи, звон льющихся струй фонтанов, тенистые беседки, овеваемые прохладными ветрами, шорох листьев, трели птиц в кущах могучих крон платанов.
Разбивке сада, планировке аллей и дорожек, подбору деревьев, цветов, сочетанию фонтанов и ручьев он уделял большое внимание. В этих садах Амир Темур принимал гостей, проводил пышные приемы и еще более пышные свадьбы своих детей и внуков. А какие звонкие названия были у этих садов! "Боги шамол" - "Сад ветров", "Боги загон" - "Вороний сад", "Боги чильстун" - "Сад сорока колон"…
Когда Сохибкиран покидал столицу и отбывал в очередной военный поход, сады были открыты для посещения всем жителям столицы. Вероятно, эта любовь к садам была генетически наследственной чертой, которая передалась Бабуру и его потомкам, так как в Индии при посещении мавзолеев династии видишь необычные и величественные сады.
Первая гробница бабуридов - мавзолей Хумаюна, окруженный строго симметричным, великолепным садом. Называется он чорбог, что в переводе с персидского означает - четыре сада. Огромная территория разбита на ровные квадраты газонов, разделенные четкими дорожками из красного песчаника, в сопровождении прямых узких каналов. В перекрестии дорожек - небольшие водоемы с фонтанами. Композиционно они сочетаются с мавзолеем, обрамляя его густой зеленью стриженных газонов в сочетании с огромными деревьями, выросшими за эти века на этой территории.
Проходя по дорожкам между газонами, не перестаешь удивляться искусству то ли архитекторов, то ли садовников, которые достигли совершенства в озеленении и поливе. Во всех этих канальчиках течет вода в каком-то непонятном направлении, она журчит, переливается, сверкает. Как добились такой прозрачности в водоемах, чистоты в ручьях, отсутствии тины и всяких водорослей?!
Особенно громаден сад гробницы императора Акбара - 48 гектаров. На его территории вы увидите грациозных сайгаков, антилоп с ветвистыми рогами, гуляющих по дорожкам павлинов, с веерообразными переливаю-щими, узорными хвостами.
Сад мавзолея Тадж-Махал ограничен рекой Ямуной, он расположен перед памятником. Отличительной чертой всех этих гробниц является то, что они воздвигнуты, в основном, вне черты города или населенного пункта. Вероятно, для того, чтобы была возможность разбить сад, окружить памятник зелеными газонами, тенистыми деревьями, звонкими ручьями. То есть создать подобие рая. К сожалению, у нас, в Самарканде, о такой разбивке садов забыли.
А вот Бабур, завоеватель Индии, дважды захвативший и в конце концов потерявший Самарканд, был буквально поражен прелестью садов, разбитых Сахибкираном. Уйдя из Самарканда, он вначале обосновался в Кабуле, потом завоевал Индию. Если посмотреть климатическую составляющую, то Мовароуннахр, Афганистан и Индия имеют разные погодные условия. В центральной Индии, где расположились Дели и Агра, климат тропический, большую часть года господствуют теплые и сухие ветра, с сильной и пыльной жарой в марте-июле, а потом, в июле и августе, приходят влажные муссоны, принося с собой сезон дождей. Бабур в своей книге "Бабурнаме" пишет: "Три вещи угнетали нас в Хиндустане - его жара, его ужасные ветры и его пыль. Большой сад служит защитой от них всех; когда находишься там, разве замечаешь пыль и ветер? И в жару там так прохладно, что почти замерзаешь".
Действительно, осматривая мавзолей Хумаюна, я обратил внимание на то, что надо мною не было синего неба. Сплошной бело-серый небесный покров. Бабур, переживший множество взлетов и падений, талантливый государственный деятель и одаренный полководец, все-таки находил время для занятий садоводством среди своего расписанного по минутам дня. Приехав в Агру, Бабур решил вырастить сад из пород, растущих в Индии и после передачи трона сыну, он удалился в сад и там занимался литературной деятельностью, о чем пишет в книге "Темные ночи" П. Кадыров.
В книге "Сады Великих Моголов" английской писательницы Констанс Вильер Стюарт указано, что большое влияние на развитие садоводства оказало завоевание Акбаром Великим Кашмира. Особенностью Акбара при создании садов было то, что он разбивал их на набережной, в открытой местности, натуралистически, а не превращал их в крепости и не огораживал могучими стенами.
Его сын Джахангир отмечал в мемуарах: "Кашмир - сад вечной весны... прекрасный цветник, распахивающее сердце наследие дервишей. Его прелестные луга и завораживающие каскады выше всякого описания. Там бесчисленное количество струящихся потоков и фонтанов… Красная роза, фиалка и нарцисс растут сами; на лугах - не счесть всевозможных цветов и ароматических трав. Весной завораживают душу холмы и долины - в цвету; ворота, стены, дворы и крыши расцвечены праздничными головками тюльпанов…".
Джахангир обожал Кашмир и его сады. Вместе с женой, одаренной во многих видах искусства, движущей и направляющей силой его садовых и архитектурных проектов, он в Кашмире постоянно создавал новые "сады удовольствий" и совершенствовал старые. В Кашмире были сады, посвященные одному цветку, сады для созерцания при лунном свете, сады с павильонами на воде... Так как все это великолепие находилось на неровной местности, в предгорьях, мастерски использовалось террасирование. Одна терраса, самая нижняя, отводилась для приемов и празднеств, средняя - для мужчин, а верхняя - для женщин. Террас могло быть восемь, что связывается с количеством уровней рая, или семь, по числу планет, или даже двенадцать, по знакам Зодиака. Его царственная супруга построила мавзолей для своих родителей и окружила его садом с огромными газонами и высаженными редкими деревьями.
Отдельно надо заметить, что большая часть жизни падишахского двора и знати эпохи Великих Моголов проходила на воздухе, в садах. Сад был не просто местом, куда выходили на прогулку. Там, на лужайках или в тени деревьев, разбивались богатые шелковые шатры, украшенные вышивкой и золотой парчой, расстилали роскошные ковры с цветочным рисунком, пили, ели, веселились, устраивали богатые празднества с огромным количеством гостей, даров, фейерверков, музыки и танцев. Словом, сады были неотъемлемой частью жилого пространства, без которых в средние века трудно представить жизнь людей.
Азамат РАХИМОВ,
профессор СамМИ.