«Русские сезоны в Самарканде»: как это было

Четыре дня Самарканд принимал у себя посланцев культуры и искусства Российской Федерации. Четыре дня самаркандцы (и не только) внимали ариям из знаменитых опер, шедеврам хоровой музыки, полонезам, вальсам, серенадам и трепетали в ритме лезгинки. Словом, «Русские сезоны» в одном из древнейших городов планеты прошли с небывалым размахом и запомнятся надолго.

Начавшие свое триумфальное шествие в 2017 году, «Русские сезоны» являются возрожденным проектом Сергея Дягелева, который с 1908 по 1929 год на лучших мировых театральных и выставочных площадках представлял русское музыкальное, театральное и изобразительное искусство. Через оперу и балет он рассказывал Европе и Америке о культуре России с ее национальными традициями и последними авангардными настроениями. Дягилевские постановки буквально переворачивали консервативный театральный мир: каждая превращалась в яркое шоу с невероятными костюмами, декорациями и музыкой, ныне вошедшие в энциклопедии и ставшие классическими. В них блистали Федор Шаляпин, Анна Павлова, Тамара Карсавина. Декорации к спектаклям и эскизы костюмов писали Валентин Серов, Лев Бакст, Николай Рерих и даже Пабло Пикассо с Коко Шанель. Мир ошеломила музыка Михаила Глинки, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова, Игоря Стравинского, Александра Бородина, Сергея Прокофьева. Безусловно, сейчас сложно говорить о подобном новаторстве в «Русских сезонах», но искусство России по-прежнему востребовано, его ждут.

- Данный проект – это прекрасный подарок для народа Узбекистана и, в частности, Самарканда, – подчеркнул директор комплекса «Вечный город» Самаркандского туристического центра Даниёр Хусаинов. - Лучшие творческие коллективы России, всемирно известные музыканты подарили свое искусство не только самаркандцам, но и многочисленным гостям города в разгар туристического сезона. Зрители наслаждались музыкой и танцами в исполнении профессионалов высочайшего класса.

И это правда. Кроме одного дня, когда из-за дождя концерт «Солистов Москвы» был перенесен с открытой площадки в огромный банкетный зал, называемый айван-центром, амфитеатр «Вечного города» был заполнен зрителем. И это несмотря на относительную отдаленность от города! Любители и ценители музыкального искусства добирались на такси и частных авто, заказывали целые автобусы для коллективов, а некоторые специально приезжали из других городов республики, чтобы услышать Хиблу Герзмаву и Юрия Башмета. На выступлениях было и немало иностранцев, соскучившихся по «русскому искусству», которое из-за санкций стало недоступным для ряда стран. Но музыка не знает границ, как правильно заметила на пресс-подходе оперная дива Х. Герзмава, и Самарканд, объявленный недавно культурной столицей Содружества Независимых Государств, в очередной раз стал поистине перекрестком народов, культур и искусства.

Каждый вечер на прошедшей неделе «Русских сезонов» превращался в праздник полета души. Со сцены амфитеатра, на фоне играющей цветом воссозданной обсерватории Мирзо Улугбека, в первый день выступали одна из самых востребованных певиц мировой оперной сцены, народная артистка России Хибла Герзмава и ведущий солист Государственного академического Большого театра России Игорь Головатенко. Сопровождал вокальное выступление симфонический оркестр ГАБТ Узбекистана им. Алишера Навои, дирижер Денис Власенко.

Хибла Герзмава исполнила арию Елизаветы из оперы «Дон Карлос» Дж. Верди, сцену письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, а вместе с И. Головатенко блистала в дуэте Леоноры и графа ди Луна из оперы Дж. Верди «Трубадур» и заключительной сцене из оперы «Е. Онегин».

- Я горжусь, что между Россией и Узбекистаном такие крепкие культурные связи, - сказала Х. Герзмава. - Это очень важно, как и то, что наше выступление состоялось именно в рамках «Русских сезонов». Вместе с замечательным оркестром Большого театра имени Навои и его дирижером Денисом Власенко, вместе с великолепным Игорем Головатенко, который сегодня пел со мной, в Самарканде прошел прекрасный концерт на изумительной сцене. Музыка всегда укрепляла дружбу между народами и объединяла людей. Самарканд замечательный древний город со своей историей, и в преддверии Дня города желаю его жителям, таким открытым и гостеприимным, здоровья, чтобы музыка звучала в каждой семье.

11 октября в амфитеатре зрители могли вдохновиться удивительным искусством русского хорового пения в исполнении Гнесинского ансамбля современной хоровой музыки Altro Coro под управлением Александра Рыжинского - ректора Российской академии музыки имени Гнесиных. Altro Coro представил специально подготовленную для «Русских сезонов» концертную программу «Шедевры хоровой музыки: от классики к современности». Это - «Богородице Дево, радуйся», «Тебе поем» Сергея Рахманинова, «Смелей, друзья, идем вперед» Дмитрия Шостаковича, «Где наша роза?» Георгия Свиридова, «Tabula rasa» Дона Макдональда и другие. В программе вечера также прозвучали русские и узбекские народные песни.

Отмечу, что зародившееся на заре Киевской Руси хоровое пение, впоследствии обогатившись эффектной колористикой многоголосого звучания западноевропейского вокального искусства, сегодня представляет собой настоящее явление русской музыкальной культуры. Прекрасные голоса, слившись в один лирический напев, одухотворяли слушателей, возвышали над бытием, проникая в тонкие миры подсознания.

Незабываемым стал концерт «Солистов Москвы» под руководством народного артиста СССР, обладателя премии «Грэмми» Юрия Башмета.

- В этой замечательной стране я уже не первый раз, - ответил на вопросы журналистов Юрий Абрамович перед началом выступления, - знаю многих музыкантов лично, благодаря сотрудничеству «успенкой» (Республиканская средняя специализированная музыкальная школа-интернат им В. Успенского). У нас общее музыкальное мышление. Это тот самый случай, когда возникает неформальная дружба - настоящая, по душе, то есть мы одинаково любим, одинаково разочаровываемся в каких-то вещах, одинаково переживаем. От предстоящего концерта жду откровений музыкальных, только в этом случае мы понравимся публике. А «Солисты Москвы» покажут себя, собственно, в качестве солистов. Некоторые произведения прозвучат здесь впервые. Например, концерт начнется с произведения грузинского автора, моего большого друга Энри Лолашвили. Это будет премьера в Самарканде. Мы представим очень красивую, душевную, понятную всем музыку.

Кстати, Юрий Абрамович пообещал включить в свой репертуар произведения нашего знаменитого земляка, короля узбекского вальса Манаса Левиева, чьи композиции в свое время исполнял сам Д. Шостакович и оркестр Поля Мариа.

Журналистам и, в частности, мне повезло: в тот день мы слушали концерт дважды, поприсутствовав еще на его репетиции. Дважды нас окатывало музыкальной волной, мы восхищались виртуозно исполненными соло маэстро, в том числе на альте самим Юрием Башметом. Артисты камерного ансамбля представили классические произведения русских и зарубежных композиторов, среди них – П. И. Чайковский, А. Вивальди, Э. Григ, В.А. Моцарт.

Наконец, в последний день, когда температура воздуха стремительно спустилась ниже десяти градусов тепла, а в амфитеатре «Вечного города» это довольно чувствительно, - публику по-настоящему разогрела «Лезгинка». Одноименный Государственный академический заслуженный ансамбль танца Дагестана под руководством его художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств России Джамбулата Магомедова представил хореографическую программу «Мир сквозь танец». Ярчайшее выступление сочетало в себе кавказскую и русскую хореографию, ментальность многочисленных горных народов России с ее воинской доблестью, честью, гостеприимством, свободолюбием, уважением к женщине. Овации и возгласы «браво!» долго не смолкали после каждого концертного номера, которые буквально взрывали эмоционально зрителей, приводя их в экстаз, невзирая на пол, возраст и национальную принадлежность.

- Коллектив «Лезгинки» побывал с гастролями в 75 странах мира и становился победителем 52-х всемирно известных фестивалей фольклорного танца среди профессиональных коллективов, - отметил Джамбулат Магомедов, - но я был приятно удивлен тем вниманием, тем невероятным интересом, который проявили к нашему коллективу здесь, в Узбекистане и непосредственно в Самарканде, где мы несколько лет назад уже показывали свое искусство. Еще тогда я понял, что люди, которые с нами общаются, прекрасно подготовлены, они знают нашу историю, наши танцы. И тогда, и сейчас меня поражает теплая атмосфера, в которой проходят выступления, мы заряжаемся энергией зрителей. И сегодня очень важно через призму хореографии, показывая наши традиции, историю, истоки, еще более сближать наши народы, став одной большой и красивой семьей. Наш коллектив всегда с восторгом посещает Самарканд. Мы испытываем любовь к этому краю и уважение к его народу. Хочу пожелать ему беречь свою историю, преумножать ее самобытность, она очень уникальна, колоссальна, великолепна.

«Русские сезоны» в Самарканде завершились, но они еще продолжатся в Ташкенте, Алмалыке в этом году и, как нам сказали, пройдут в следующем. Министерства культуры двух наших стран постоянно работают над расширением программы и географии выступлений.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.