Романтическое здание библиотеки

В ряду архитектурных изюминок Самарканда одним из самых интересных и ярких является здание областной детской библиотеки имени Абу Райхона Беруни (ранее им. Пушкина). Этот комплекс городского Народного дома включал в себя когда-то: музей, библиотеку и читальню. Главной идеей его постройки была мысль о всенародном просвещении.

История его строительства растянулась на много лет и, к сожалению, в силу исторических событий, идея его постройки не была осуществлена в полной мере.

Начиналось все с того, что в среде культурной городской интеллигенции в течение ряда лет активно обсуждались вопросы о необходимости создания в Самарканде музея и библиотеки. В городе, с его уникальным историческим наследием и многочисленными археологическими находками, требовалось создание соответствующих условий для их изучения и хранения.

Так, в 1893 году в газете «Окраина» появилась статья известного ученого Д. И. Эварницкого «К вопросу о необходимости учреждения в Самарканде музея древностей». В этой статье он рекомендует создать в Самарканде музей и при нем обязательно разместить библиотеку. А для создания первого музея он рекомендует использовать коллекцию Л. С. Барщевского, которую выкупил купец Решетников и преподнес ее в дар готовящемуся к открытию музею. 21 июня 1896 года в Самарканде состоялось торжество открытия «Музеума древностей» при областном статистическом комитете. Его экспонаты разместились в домике при Георгиевской церкви, а ее первым директором стал востоковед А.Ю. Якубовский. Коллекции Музеума постепенно увеличивались и их уже невозможно было разместить в здании при Георгиевской церкви, поэтому музей при облстате была временная мера. Кроме того, население по-прежнему нуждалось в общедоступной библиотеке, в которой фондами могли бы пользоваться даже дети.

В 1901 году местным архитектором М. В. Ижицким-Германом создан первоначальный проект, который позже дважды перерабатывался гражданскими архитекторами В. С. Гейнцельманом и Г. М. Сваричевским. Сейчас трудно определить, кому именно принадлежала идея оригинального архитектурного решения, но только в 1910 году проект был, наконец, одобрен чиновником по особым поручениям – архитектором Г. Сваричевским. В проекте Народного дома для библиотеки отводились две комнаты, а для музея - пять. В том же году строительство здания было передано подряду Улюк-Ходже Усман-Ходжаеву, выстроившему его за 26 618 рублей. Работы производились под руководством самаркандского архитектора И. Лебедева и консультанта - военного инженера Б. Кастальского. 

Пока велись работы по возведению основного здания, архитектором Лебедевым был составлен проект пристройки к нему зала для народных чтений со сценой. Работы были завершены только в 1916 году, однако здание так и осталось недостроенным в связи с историческими событиями. И хотя библиотека уже начала функционировать, на этом сооружение Народного дома не должно было завершиться: оставленные в стенах библиотеки штрабы и хорошо прослеживаемые остатки фундамента центральной части здания во дворе, дают основание утверждать, что в дальнейшем предполагалось соорудить вместительный зрительный зал со сценой для народных чтений в глубине здания.

Архитектура здания является ярким образцом эклектики, но в так называемом «романтическом» направлении. В целом, наружный облик здания решен в «кирпичном стиле», применявшемся в годы увлечения строительства зданий без применения в отделке фасадов штукатурки. В фасаде здания использованы элементы романо-готической архитектуры: стрельчатые высокие окна, розетки в оконных проемах, тройные стрельчатые двери главного входа. Верхние части окон и окна – «розы» заполнены витражами, что создает дополнительный художественный эффект. По обеим сторонам главного входа, как и по углам самого здания, возвышаются остроконечные шпили. Фасад украшают и чугунные кронштейны, и решетка ограды сада, смежного со зданием.

В газете «Туркестанские ведомости» за 6 декабря 1911 года сообщалось: «Наш город украсился зданием библиотеки и музея на Черняевской улице». При его торжественном открытии был сделан общий памятный снимок собравшихся, где, помимо администрации города, присутствовали все архитекторы города.

Первым директором был назначен В. Андреев. В новую библиотеку книги поступили в виде пожертвований от Самаркандского областного статистического комитета и Ташкентской публичной библиотеки, а также от частных лиц - В. Вяткина, А. Григорова и М. Донцова. С местным книготорговцем И. Косцовым библиотека заключила договор о поставке книг.

Первоначальный штат библиотеки состоял из четырех человек: заведующий библиотекой с окладом в 720 руб., библиотекарь с окладом 480 руб., служитель 240 руб. и дворник - 210 рублей.

В стране наступили иные времена, пришли голод и разруха. Но музей и библиотека при этом действовали, а книги продолжали пользоваться спросом. Помимо читального зала, библиотека занимала еще один зал и комнату. В наличии имелось 45.000 экземпляров книг для взрослых и 3.000 для детей. За небольшую плату можно было либо взять книгу с собой, либо сидеть в читальном зале. К 1927 году в ее штате работало пять человек и ей было присвоено звание «государственная». После этого библиотека стала получать новое пополнение книг из центра. С 1937 года, когда праздновали юбилей великого поэта А.С. Пушкина, самаркандская библиотека стала носить его имя.

В здании Народного дома имелось два крыла: в одном расположилась библиотека, а в другом - экспозиция музея и читальня. В 20-е году экспозиции музея размещались в нескольких зданиях города. Большинство его них находилось на площади Регистан - в медресе Улугбека, но это древнее сооружение никак не подходило для здания музея и его богатейших фондов, которые просто невозможно было здесь разместить. После кончины В.Л. Вяткина вся его коллекция древностей, по завещанию, была передана в музей. Поэтому в 1934 году решением правительства Узбекистана Самаркандский музей получил одно из лучших зданий города – бывший жилой дом купца 1-ой гильдии Абрама Колонтарова. Долгие годы в этом здании располагались экспозиции Государственного музея истории и культуры, которые в 1979 году были переведены в новое здание на Регистане.

После того, как в 1970 году на городском бульваре построили здание новой библиотеки, здесь была устроена Детская библиотека.

В 1980-е годы группа самаркандских художников – В. Бохан, Ю. Усаковский и С. Ракова взялась за оформление внутренних помещений детской библиотеки. Монументальные по объему работы велись около пяти лет. По одобренному проекту в интерьерах здания было решено создать комплексное оформление, включающее в себя портреты узбекских и российских известных детских писателей, иллюстрации из популярных литературных произведений для детей. В технике темперной росписи по стенам художниками исполнены сложные сюжеты, украсившие внутренний вид библиотеки. Помимо этого, известной художницей-керамисткой Софьей Раковой, ее помощницы Людмилы Отченашенко и Худайберды Хакбердиева созданы уникальные художественные работы по отделке каминов. Увы, они просуществовали недолго….

В июне 2006-го библиотека получила статус областного информационно-ресурсного центра, но позже вновь была названа областной детской библиотекой.

Областной детской библиотекой вот уже 10 лет руководит Юсуф Мухаммадиев. Он охотно поделился своими мыслями: «Мы работаем и стараемся, чтобы люди чаще приходили к нам. У нас в библиотеке имеется много интересных книг. Дети должны читать! Если мы, взрослые и родители, сами будем читать книги, то и наши дети будут их читать».

Практически каждый день, согласно плану, в стенах библиотеки проводятся различные культурно-просветительные мероприятия и отмечаются памятные даты. Сотрудниками библиотеки постоянно ведется работа со школами и библиотеками. Фонды библиотеки регулярно пополняются. Например, в этом году для областной библиотеки было закуплено книг на 90 миллионов сумов, а читальный зал за девять месяцев посетило около 22 тысяч людей. Недавно, к примеру, здесь проводилось мероприятие в честь 65-летия народного поэта Узбекистана Сироджиддина Саида с чтением его стихов.

Здесь для современного читателя предоставлен целый ряд услуг: выдача книг на дом, читальные залы, в которых собраны как справочные издания, так и энциклопедии, литература по различным отраслям знаний и электронные носители информации для индивидуальной работы.

Вступив в XXI век, общество стало активно пользоваться услугами новых ресурсов и технологий, внедряются они и в самой библиотеке. Здесь ведется культурно-просветительская работа и проводятся различные семинары. Но, при всем этом, бумажный вариант книги продолжает оставаться актуальным и востребованным. Детская библиотека существует до настоящего времени и здание бывшего Народного дома вот уже более ста лет продолжает нести свое просветительское служение.

Светлана ЖУКОВА,

Александр ГАЛАК,

краеведы.

Для справки

Предпосылкой к постройке здания Народного дома являлся тот факт, что в Самарканде прежде существовал «Кружок народных чтений», организованный группой подвижников-энтузиастов. Кружок начал функционировать с 14 декабря 1897 года. Чтения, сопровождаемые туманными картинами, проводились в здании городского театра по воскресным дням с 4 до 6 часов дня и по праздникам. В распоряжении Кружка имелся двойной фонарь (диорама), доставшийся от городского Общества покровительства животным. Вход на чтения был платным – от трех до пяти копеек. В антрактах пел хор любителей пения. С образованием этого хора количество посетителей резко возросло до 400–500 человек, и помещение театра не всегда могло вместить всех желающих.

Среди действительных членов Кружка были известные в городе люди: М. М. Вирский, директор женской гимназии П. А. Дьячков, городской врач К. М. Афрамович, В. Л. Вяткин, В. В. Наливкин, Ю. О. Якубовский и другие, читающие для народной аудитории, с разрешения главного инспектора училищ Туркестанского края. В библиотеке Кружка имелось 75 различных лекций для чтения с 600 картинами на стекле и стеклянной бумаге. В 1899 году перед народной аудиторией прочитали более 50 художественных произведений самых известных отечественных писателей и поэтов. Основными посетителями чтений были русскоязычные жители, но со временем возникла идея сделать чтения доступными и для местных жителей, то есть общенародными. Таким образом родилась мысль, одобренная властями, выстроить в Самарканде Народный дом, в котором будут предусмотрены помещения как для музея, так и для чтений и лекций, доступные всем слоям населения.