Роль маркетинга в виноградарстве

Эксперты Мирового банка, чутко следящие за ходом происходящих в глобальном масштабе изменений, всё чаще и чаще извещают о том, что в мире ускоренными темпами растёт спрос на продовольствие. Особо это касается тех его видов, которые способствуют укреплению иммунной системы человека. Неспроста объёмы реализации винограда в мире ежегодно возрастают на 3, 3 процента или более чем на 300 миллионов долларов США.

Принятое в конце 2019 года и усовершенствованное летом текущего года Постановление Президента РУз об ускоренном развитии плодоовощеводства и виноградарства является адекватным ответом на происходящие в конъюнктуре мировой экономики изменения. Отрадно то, что эти отрасли наиболее ярко выражают конкурентные преимущества и сильные стороны экономики страны.

В данной статье мы остановимся на тех научно обоснованных задачах, которые следует учесть при выходе на международные рынки с возрастающим объёмом винограда.

Согласно теории маркетинга, для того, чтобы найти новые ниши на рынке, нужно учесть 5 факторов, которые начинаются с английской буквы “Р”.

Первый: Рroduct

Это товар, с которым поставщик выходит на рынок. В нашем случае, это виноград. Благодаря своим вкусовым качествам и богатству своего состава полезными питательными веществами и элементами, виноград по объёму продаж занимает второе место в мире, уступая только банану.

10-15 лет назад Узбекистан имел все возможности, чтобы ежегодно беспрепятственно наращивать объёмы его поставок на внешние рынки, но сейчас положение резко изменилось. Кто бы мог подумать, что такая страна, как Чили, благодаря маркетингу, за короткий срок отхватит 14 процентов мирового рынка винограда, а Афганистан с её сложной внутренней обстановкой вытеснит Голландию и ЮАР, выйдя на четвёртое место в мире. А каково отношение к маркетингу в нашей стране можно увидеть из следующих примеров.

Потребители стали отдавать предпочтение бескосточковым и крупным ягодам, грозди которых весят от 300 до 500 граммов, и мы всё ещё стремимся к тому, чтобы они были как можно крупнее.

К сожалению, из-за недостаточного внимания к осуществлению маркетинговых исследований, равно как и к селекционированию, основную массу выращиваемой и экспортируемой нами янтарной продукции продолжают  составлять такие сорта винограда с косточкой, как Хусайни, Тоифи и Ризамат.

Согласно официальной статистике, площадь плодоносящих виноградников по республике на сегодняшний день превышает 100 тысяч гектаров, с которых ежегодно собирается 1,6 миллиона тонн продукции. Объективность статистических данных вызывает сомнение хотя бы потому, что более одной трети урожая приходится на долю приусадебных участков сельчан. Какая часть их продукции поставляется на рынок, это большой вопрос. Было бы целесообразным привести статистическое исследование в соответствии с целевыми задачами, поставленными вышеназванными постановлениями Главы государства.

Несмотря на то, что за последние годы экспорт винограда неуклонно возрастал, в прошлом году он едва превысил 200 тысяч тонн, остальная часть направлена на промышленную переработку и внутреннее потребление. При рациональной норме потребления  - 14 килограммов в год - население страны может потребить  не более 500 тысяч тонн винограда. Однако фактически в его распоряжении остаётся в два раза больше.

Обычно когда предложение товара превышает спрос, цена должна падать, но у нас этого не происходит. Каким бы обильным не был урожай, цена продукции ещё до нового года достигает среднероссийских цен, о которых будет сказано ниже. Статистика станет объективной, когда начнут учитывать  плодоношение дополнительных 40 тысяч гектаров виноградников, разбитых за последние 2-3 года.

Второй: Рlace

Речь о месте, где расположено производство и предполагается реализация продукции. С этих точек зрения Узбекистан, наряду с тем, что обладает весьма благоприятными климатическими условиями для выращивания винограда, имеет удачное географическое расположение по отношению к внешним рынкам сбыта. Здесь есть одно «но».

Говоря о месте производства следует отметить, что одна треть объёма выращиваемой продукции приходится на долю Самаркандской области, в лидерах также Бухарская и Ферганская области. В дальнейшем размещение новых плантаций винограда должно производиться исключительно на научной основе с учётом почвенно-климатических условий и других регионов страны. Ведь речь идёт о постоянно усиливающейся конкуренции на международных рынках. Не следует забывать, что наша страна расположена рядом со странами, имеющими аналогичные, не менее благоприятные условия для выращивания винограда. Это Иран, Таджикистан и Афганистан, об огромном потенциале последнего мы уже упоминали.

Третий: Price                                                    

Это цена, по которой реализуется продукция. Она складывается под влиянием различных факторов, но в данное время большинство из них действуют против экономики нашей страны.

Более половины экспортируемого нашей страной винограда приходится на Российскую Федерацию. Здесь средняя рыночная цена на импортируемый из различных стран виноград столовых сортов во время массовых сезонных поставок составляет 2,5 доллара за килограмм, однако цены на нашу продукцию на 40-60 процентов ниже. Причины низкой цены - высокий удельный вес поставок винограда с косточками, ограниченное количество дилеров, отсутствие рекламы, бренда, концентрация поставок в ограниченное число российских регионов, замедленная реакция на изменения спроса и предложения. Кроме того, что практически не проводятся маркетинговые исследования в стране-импортёре, внутри страны недостаточно развита инфраструктурная и логистическая сеть, не налажена система контроля качества, соответствующая требованиям международных стандартов.

Четвёртый: Promotion

Продвижение товара, бренда с целью занять нишу на рынке тех или иных товаров. При правильной организации процесса продвижения винограда на международные рынки есть все предпосылки для того, чтобы размеры его экспорта уже в следующем году нарастить на 80-100 тысяч тонн, а за два года удвоить объёмы экспортных поставок, причём за счёт тех же традиционных сортов винограда.

Не секрет, что экспортом винограда из Узбекистана занимается небольшое количество фирм и компаний с ограниченным объёмом оборотных средств. Их деятельность в централизованном порядке не регулируется. Они не наделены финансовыми и иными ресурсами для того, чтобы работать с сетью розничных предприятий России, таких как «Магнит», «Пятёрочка» «Гроздь» и другие. Мало того, что им нужно поставлять качественную продукцию, но ещё и в обозначенное договором время, которое расписывается не только по дням, но и по часам. Пока это не по силам ни одной отечественной фирме-экспортёру.

Известно, что никакая страна не заинтересована в том, чтобы до потребителя доходили продукты с излишним содержанием вредных веществ, в частности пестицидов. Сказать, что у нас достаточно лабораторий для анализа состояния почвы или готовой продукции, чтобы предотвратить отгрузку нестандартной продукции, никто не может. Поэтому нередки случаи возврата больших партий плодоовощной продукции и винограда санитарно-эпидемиологическими службами стран-импортёров. Нередки примеры, когда несоответствие товара стандартам страны-импортёра выявляется на месте приёмки и это оборачивается огромными непроизводственными затратами, а ещё хуже, отрицательно влияет на имидж страны. Учитывая постоянное усиление конкуренции на международных рынках, появление в них новых игроков, допускать такое в дальнейшем никак нельзя. Значит должны быть приняты все меры, чтобы наша страна вместе с выходом на новые рынки, постоянно улучшала свой имидж как наиболее благоприятного торгового партнёра. Это требует осуществления целого комплекса мер, подкреплённых финансовыми источниками.

Достичь этого возможно только при условии создания республиканского центра маркетинговых исследований с филиалами в областях республики. Если они где-то и созданы и как-то функционируют, но явно не справляются с новыми вызовами на международных рынках.

Пятый: Рeoplе

Во-первых, виноград как продукт питания служит удовлетворению потребности людей в свежем или переработанном виде. У людей различный характер, соответственно и различные предпочтения. Некоторые люди вообще не едят виноград  только из-за того, что приходится выплёвывать его косточки. Таких аристократов немного, но они всё же есть. Если отдельные люди считают, что укреплению здоровья  служит виноградный сок, то другие в этих целях выбирают вино или коньяк.

Но, с точки зрения производства, ещё большее значение имеют специалисты, то есть те, кто профессионально выращивает эту чудесную продукцию. От их квалификации зависит, какими потребительскими свойствами обладает виноград, с какими затратами он производится, его доступность для всех слоёв населения. Это говорит о том, что виноградарство Узбекистана может занять лидирующие позиции на международных рынках исключительно при наличии достаточного количества квалифицированных кадров.

Достигнутый всеми вузами страны годовой объём выпуска специалистов по профилю «Сельское и водное хозяйство» едва превышает 5,5 тысячи человек, к великому сожалению, среди них нет специалистов по профилю «Виноградарь». Но в условиях усиленного внимания к развитию высшего образования  это дело поправимое.

В качестве заключения хочется отметить, что все элементы маркетинга одинаково важны при завоевании новых рынков, но в складывающихся условиях наибольшее значение приобретает продвижение товара на внешние рынки.

Опора на маркетинг, правильная организация хранения, транспортировки и удлинение периода экспортных поставок позволит довести доход с гектара до 100 тысяч долларов США. На мой взгляд, исторические решения Главы государства по развитию плодоовощеводства и виноградарства преследуют именно такие благородные цели.

Илхом ВАФАЕВ,

 экономист.