Роль камня в архитектуре

Узбекистан богат уникальными месторождениями мрамора и гранита, в числе которых Газганское и Нуратинское, где добывается мрамор необычных расцветок и физико-механических свойств. И, конечно, в разные времена этот природный материал широко использовался в архитектуре.

В период раннего средневековья необработанный камень применялся для возведения колонн (угловые колонны мечети Магокки Атгори изготовлены из хрупкого камня-желтого песчаника) и их оснований, для кладки стен и создания элементов декора (разноцветный мрамор в мавзолее Кусам ибн Аббаса в Самарканде). В эпоху темуридов, «когда монументальность и величие должны были сочетаться с богатством, роскошью и великолепием», камнетесы проявили большую изобретательность и наравне с поливными и матовыми кирпичами использовали в качестве резного камня мрамор, а в особых случаях - оникс, нефрит и др.

Считается, что расцвету художественной обработки камня способствовали камнетесы, прибывшие из других стран. Так, к строительству соборной мечети Биби-ханым были привлечены пятьсот камнетесов из Азербайджана, Фарса (Ирана), Индии и других стран. Мрамор серо-голубого цвета, добываемый на Аманкутанском месторождении близ Самарканда, использован в облицовке панелей мечети Биби-ханым, портала с каменными сталактитами и декоративными арочками (с изображением стилизованных кипарисов), а также для рельефной резьбы (мраморный портал рухнул во время землетрясения 1897 года). Кроме того, из камня сложены четыреста восемьдесят колонн мечети, каменными плитками покрыты полы. Резной камень очень эффектно сочетается с монохромными и полихромными кирпичными вставками: «Поверхность стен с внешней и внутренней сторон и поверхности арок украсили выгравированными на камнях надписями аятов из суры Корана “Аль-Кахф”.

В мавзолее Гур-эмир мрамор использовался для наружной и внутренней отделки: нижнюю часть мавзолея в интерьере опоясывают плиты из светлого желто-зеленого оникса, над ними - мраморные плиты, завершающиеся мраморным карнизом шарафа и фризом с арабской надписью. При этом фактура мрамора не играла никакой роли: «Поверхность камня была загрунтована, а затем буквы и карниз вызолочены». Считается, что в годы правления Мирзо Улугбека на этом памятнике проводился крупный ремонт и было установлено знаменитое черно-зеленое нефритовое надгробие Темура (привезенное из Китая), а также беломраморные резные решетки, ограждающие площадь.

Большая заслуга в формировании и развитии камнетесного искусства в архитектуре, особенно в XV-XVI веках, принадлежит народным умельцам, достигшим исключительного мастерства. Ярким образцом их творчества являются каменные решетки времени правления Улугбека (наравне с аналогичными изделиями из дерева и ганча). «Лучшее из всего, что составляет наследие Узбекистана в области искусства художественной обработки камня», писал историк искусства Л. Ремпель. Это, к примеру, решетки в загородном дворце Чиль-сутун и мавзолее Гур-эмир. Они, в основном, изготовлены из мраморовидного известняка и газганского мрамора белого, серого и зеленого цветов различных оттенков.

На памятниках данной эпохи наблюдается сочетание мрамора и полихромных изразцов. В медресе Улугбека, в котором цоколь здания, стены и панели столбов облицованы аманкутанским мрамором, - это чередование сероватого мрамора с растительным орнаментом и кашинной резной мозаикой (на щековых стенах портального свода), создающих, по мнению Б. Денике, эффект противопоставления одноцветного мрамора и многоцветной мозаики.

На боковых поверхностях малой арки медресе Шер-Дор резной мрамор сочетается с наборной мозаикой, с использованием более простого (по сравнению с медресе Улугбека) мозаичного гириха.

В период средневековья резной камень активно использовался для изготовления не только фигурных вставок (на тимпанах мечети Биби-ханым и портала медресе Улугбека в Самарканде), но и надгробий кабртош, оградных решеток и подставок для Корана. При этом узор в формах и мотивах (одноплановая резьба, растительный орнамент) был единым для разных материалов. Мрамор - более хрупкий материал, поэтому при нанесении рисунка не допускались тонкие сечения, как в дереве и ганче. Для надгробий кабртош, в основном, использовался местный мрамор белого и серого оттенков с нанесением на лицевую поверхность растительной орнаментации и каллиграфических надписей. Исключением являются надгробия Амира Темура из нефрита, Мухаммад-Султана из оникса и Ахмада Яссави из тебризского мрамора.

Изысканной резьбой покрыты грани каменной подставки Корана в соборной мечети Биби-ханым. Интересное использование камня можно наблюдать на примере хаузов (в Бухаре водоем Ляби-хауз был выложен блоками известняка) и водосливов, вырезанных из мрамора в виде головы льва или дракона и украшенных изящной резьбой. Чаши фонтанов перед главным фасадом особняка князя Николая Романова и у Белого дома в Ташкенте были изготовлены из мрамора.

Разнообразие цветов и узоров облицовочного камня позволяет и сегодня применять его архитекторам и дизайнерам в оформлении фасадов и интерьеров. Многовековой опыт использования этих вечных природных материалов открывает возможности совершенствоваться в профессиональном выборе и умелом их сочетании.

Шоира НУРМУХАМЕДОВА,

искусствовед.