Резервы для экономического развития

В отчётном году ВВП Узбекистана составил 58 миллиардов долларов, что в расчёте на душу населения равен 1700 долларов США. Исходя из этого, при условии сохранения сложившихся темпов роста населения к 2026 году размер ВВП страны должен достигнуть 96 миллиардов долларов США, а среднегодовой абсолютный прирост 7,6 миллиарда долларов. Хорошо делать прогнозы, когда владеешь информацией о достигнутых результатах, поэтому сначала обратим внимание на итоги последнего пятилетия.
ВВП страны в 2016 году был равен 48 миллиардам долларов и к концу 2021 года может достичь 58 миллиардов долларов. Как видно, при этом абсолютный прирост составит 10, а среднегодовой 2 миллиарда долларов США. Следует отметить, что те хорошие обороты, которые набрала экономика страны за первые 3 года нового этапа преобразований, были сведены к минимуму под воздействием пандемии коронавируса, когда темп экономического роста по стране снизился до 1,6 процента, а на душу населения не вырос совсем. Причиной тому является то, что под воздействием изменившейся конъюнктуры мирового рынка сократились производство и реализация природного газа, легковых и грузовых автомобилей, меди, текстильной и другой продукции. Это коснулось как внешнего, так и внутреннего рынков.
Тогда возникает резонный вопрос: почему привлечённые и ежегодно возраставшие на одну треть объёмы инвестиций в основной капитал не смогли выполнить функцию подушки безопасности? Можем ли мы, при таких обстоятельствах быть уверенными в том, что накопленные инвестиции предыдущих лет послужат ускорению экономического роста в предстоящие 5 лет?
Скорее всего, не можем и вот почему.
Во-первых, инвестиционная деятельность продолжает осуществляться без опоры на глубокие маркетинговые исследования, на научно обоснованный анализ происходящих в мировой экономике изменений. Аксиомой является то, что каждая отдельно взятая страна, так же, как и отдельная компания, должна быть готовой к оперативному реагированию на изменяющиеся процессы касательно их производственно-хозяйственной деятельности. С точки зрения маркетинга, в ближайшие годы с опережением будет развиваться оздоровительный туризм, как внутренний, так и международный, но достаточно ли усилий мы прилагаем в этом направлении?
Во-вторых, каждое стратегическое решение должно быть направлено на повышение эффективности экономической деятельности, основу которой составляют такие показатели, как производительность труда, себестоимость, энергоёмкость, рентабельность. Пусть кто-нибудь скажет, что был свидетелем их практического применения в управленческой деятельности какой-либо отрасли или региона.
Можно привести десятки примеров, когда экстенсивному пути развития даётся больше предпочтения, чем интенсивному пути. Нет научного подхода к анализу причин снижения урожайности хлопка, винограда и других различных видов сельскохозяйственных культур, к изучению состояния дел в развитии животноводства, уровня механизации аграрного сектора в целом.
Экспериментальное применение в текущем году новых, основанных на биосинтезе удобрений и средств защиты растений в ряде фермерских хозяйств Самаркандской области доказало возможность роста урожайности хлопка-сырца в среднем на 12-15 центнеров с гектара. Вдобавок к этому, отказ от применения химических удобрений дал возможность экономии денежных затрат в сумме 2,0-2,5 миллиона сумов в расчёте на каждый гектар посевной площади. Этот феноменальный опыт был показан по областному телевидению, а реакции со стороны руководителей ответственных ведомств никакой. И это при том, что распространение такой практики по всей стране позволит достигать получения миллиона тонн хлопка–волокна путём сокращения площадей по его размещению на 100-150 тысяч гектаров.
Есть и другие примеры, когда количественный подход, преобладает над качественным. Ведь официальная статистика, в основе которой лежит голое администрирование и оппортунизм, не перестаёт рекламировать рост числа малых предприятий в промышленности и строительстве, хотя это противоречит таким общепризнанным принципам рыночной экономики, как специализация и концентрация производства.
Нельзя считать экономически обоснованным внешнее заимствование огромных финансовых ресурсов, направленных на создание новых энергетических мощностей. Ведь нет никакого секрета в том, что на единицу ВВП мы её расходуем в несколько раз больше, чем страны с похожей структурой экономики. Одна лишь замена морально и физически устаревшего энергетического оборудования на горно-металлургических комбинатах позволит ежегодно экономить не менее миллиарда киловатт-часов электрической энергии. Невероятным, но всё же, фактом является то, что для извлечения драгоценных металлов из горных пород до сих пор применяются электродвигатели, установленные в конце прошлого века. То, что отрасли тяжёлой промышленности располагают в этом деле огромным незадействованным потенциалом, наглядно продемонстрировала реконструкция и техническое перевооружение акционерного общества “Навоиазот”.
Пора, наконец, отказаться от такого старого стереотипа мышления, когда приоритет даётся развитию промышленности, когда инвестиции преимущественно привлекаются именно в неё, а не в любые другие отрасли, которые олицетворяют конкурентные преимущества страны. Не изучив и не сумев дать правильную оценку отраслевым принципам макроэкономического развития Голландии, Вьетнама или Чили, мы каждый посткризисный год, начиная с 2009 года, недосчитывались товаров и услуг на несколько миллиардов долларов. Но как говорится, ещё не вечер.
Главная задача состоит в том, что всё-таки надо пойти на раскрытие реальной картины в экономике, избегать страусиной повадки, прятать голову в песок и надеяться, что обеспечили своё благополучие и безопасность.
По всему видно, что республике предстоит пережить нелёгкий, но, вместе с тем, полный оптимизма период развития. До старта нового этапа экономических преобразований остались считанные месяцы и результативность каждого из них должна быть максимальной.
Правильно подготовившись к предстоящему хозяйственному году и сумев наладить объективную статистическую отчётность, уже в наступающем году без особых проблем можно дополнительно нарастить объёмы ВВП на 1-1,5 миллиарда долларов. Для этого достаточно оставшиеся до весенних полевых работ месяцы посвятить осуществлению маркетинговых исследований на международных рынках продовольствия и совершенствованию хозяйственного механизма аграрной сферы.
Кстати, мировой экономический кризис, спровоцированный пандемией коронавируса, имеет не только отрицательные, но и благоприятствующие последствия. Например, после того, как будут разморожены финансовые резервы Афганистана и до тех пор пока будет происходить восстановление экономики, эта страна с 38-миллионным населением будет вынуждена предъявлять высокий спрос на импортные потребительские товары. Для нашей страны это огромный рынок сбыта и здесь очень важно держать руку на пульсе событий.
В качестве заключения хочется отметить, что высокий уровень инфляции даёт ложное представление о состоянии экономического развития, ведь дефлятор, как говорится, как дышло: куда повернул, туда и вышло. То есть им можно манипулировать как угодно и кому угодно. В глубоком анализе и совершенствовании нуждаются и другие факторы, от которых зависит улучшение макроэкономических показателей развития страны.
Илхом ВАФАЕВ,
экономист.