Рейтинг школ: какие выводы?

Система народного образования, на обеспечение которой в республике ежегодно уходят триллионы сумов налогоплательщиков (18, 6 трлн. в 2020 году), наиболее ярко может продемонстрировать результативность проводимых реформ в социальной сфере. Увы, наряду с успехами, сегодня мы наблюдаем и ее недостатки, причем серьезные. В частности, итоги национального рейтинга школ, озвученные на днях Государственной инспекцией по контролю качества образования при Кабинете Министров РУз, показали, что в Самаркандской области функционирование системы далека от идеала.
Двойка с плюсом
При определении критериев рейтинга было выделено восемь индикаторов по четырем направлениям. Проверялись уровень готовности учащихся к жизни (уровень знаний, показатель поступления в вузы, уровень владения иностранными языками и трудоустройство); качественный состав и потенциал педагогов (доля педагогов с высшей и первой категорией); духовно-просветительская и учебно-воспитательная среда в школах (работа, проведенная в рамках пяти инициатив и борьбы с преступностью среди учащихся); вклад местных хокимиятов в развитие школ (средства, израсходованные для развития школы, из вырученных средств местного бюджета).
В результате у Самаркандской области десятое место из 14. Откровенно говоря, это двойка с плюсом. Плюсы в этой оценке добавили высокие показатели зачисления выпускников школ в высшие учебные заведения в Пахтачи - 13,20%, городе Самарканде - 12,03% и Каттакургане - 10,65%. Не дали скатиться в число последних топовая школа №6 Нарпайского района, школьники из Каттакургана, отлично знающие родной язык и литературу, а также юные математики из Пахтачи. При этом предпоследней в республиканском рейтинге по грамотности оказалась школа №99 Ургутского района.
Однако главный минус, потянувший рейтинговый показатель области назад, - жадность или бедность местных хокимиятов, которые не выделили денег на развитие школьного образования. Если в 2020 году районные (городские) хокимияты по республике выделяли в среднем 30 230 сумов на одного учащегося, то самые низкие места по этому показателю заняли Джизакская (9 940 сум.), Самаркандская (9 260 сум.) и Наманганская (6 960 сум.) области.
Не показали высоких оценок и преподаватели, которые «языками не владеют». К сожалению, в топ-10 не попал ни один район области, где учителя в достаточном количестве имели бы сертификаты о знании иностранных языков. В Иштыханском, Каттакурганском, Кошрабадском, Нурабадском, Акдарьинском, Пастдаргомском, Пайарыкском и Ургутском районах вообще нет учителей, отвечающие требованиям Европейского Союза к знанию английского языка, т.е. уровня C1-CEFR или международного сертификата IELTS. По области же таких педагогов насчитывается всего около 20 из 5 244 учителей иностранных языков. Это даже не полпроцента…
По преступности среди несовершеннолетних мы где-то в середине: в прошлом году правонарушений «ребятишками» было совершено 59, в этом - порядка 30 преступлений, а на профилактический учет в органах внутренних дел поставлено 235 подростков. Да, разгула преступности среди тинейджеров пока нет, но показатели тревожные.
Отмечу, что результаты рейтинга оценивают деятельность образовательных учреждений и регионов в 2020 году, где данные зафиксированы по состоянию на 1 января 2021 года. Можно, конечно, сказать, что данные взяты в тяжелый карантинный год, отсюда и низкая помощь школам со стороны администраций районов. Но почему-то в Андижане за этот же период выделялось 95 тысяч сумов на учащегося в эквиваленте, а у нас в десять раз меньше.
За счёт бюджетных средств
На прошедшей пресс-конференции начальником областного народного управления З. Шодиевой были озвучены аккумулированные цифры по тратам на школьное образование по инвестиционным и прочим программам в регионе. По информации, в 2021 году на строительные, ремонтные и технические работ в образовательных учреждениях Самаркандской области было выделено 497 миллиардов сумов (около 46,5 млн. долларов).
Например, в рамках инвестиционной программы на 180,6 млрд. сумов отремонтировано 39 школ, построено две новые, реконструировано 19, капитально отремонтировано 18. Было построено два спортзала.
По программам «Обод кишлок» и «Обод махалля» выделено 49,6 млрд. сумов. На эти средства реконструировано 27 школ, построены две новые школы, в 14 школах возведены дополнительные корпуса, полностью отремонтировано 11 школ. Также построено четыре спортзала.
Согласно постановлению Кабинета Министров РУз № 94 от 25 июня 2021 года на строительство и ремонт 31 школы в области выделено 128,9 млрд. сумов. В результате будет создано дополнительно 5510 ученических мест. Кроме того, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РУз № 294 от 3 июня 2021 года, выделяются еще 110 млрд. сумов для приведения в порядок 744 школ области на 2021-2022 годы.
Как видим, цифры очень обнадеживающие, главное, чтобы они не оставались только цифрами, а ремонт и реконструкцию учебных заведений, по-прежнему, не делали бы на «добровольные» взносы родителей.
И еще. Одна из причин низких показателей рейтинга - недостаточное количество школ. Например, из 1267 школ области в 1039 обучение проводится в две смены из-за нехватки кабинетов. Возвращение 11-летки, несмотря на радость родителей и воодушевление учителей, добавило в эту проблему свои «пять копеек». Разрастание жилых массивов без соответствующей социальной инфраструктуры тоже дает негативный результат. Сегодня в городе Самарканде есть школы, где в классе по-прежнему 40-45 учеников. Всё это, несомненно, сказывается на качестве образования. И здесь есть, над чем думать и МНО, и хокимиятам, и другим ведомствам…
Учителя и ученики
В общеобразовательных школах области 744 206 учеников сегодня обучают 58 466 учителей. Из них 51 223 педагога (87,6%) имеют высшее образование, у 2 223 человек (3,8%) незаконченное в/о и 5 020 учителей (8,6%) со средним специальным образованием.
Безусловно, наличие диплома о высшем образовании у педагогов является определенным критерием их специальности, но это не главный показатель знаний предмета и педагогических навыков. Тому подтверждение рейтинговые показатели, указанные выше. Это можно отнести и к учительским категориям, присвоение которых в этом году сопровождались скандалами, о чем напомнили журналисты и блогеры во время пресс-конференции.
- Да, за прошедший год в нашей сфере было немало упущений и нарушений со стороны руководителей отделов народного образования и школ, - отметила З. Шодиева. – Однако каждый такой случай не остается без внимания. За допущенные недостатки в системе образования, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и безответственность были расторгнуты трудовые договоры с руководителем районного отдела народного образования, двумя директорами школ. Кроме того, в отношении директоров школ применено дисциплинарное взыскание в размере 30% от среднемесячной заработной платы. В отношении одного руководителя районного отдела народного образования, 25 директоров школ, 8 заместителей директоров и 6 классных руководителей применены взыскания, связанные с нарушением трудовой дисциплины.
Итогом успешного образования является успешность выпускников школ, которые поступают в вузы, находят свое место в жизни. В 2021 году, по данным облуно, 268 выпускников 11 классов общеобразовательных школ смогли досрочно поступить в престижные зарубежные и отечественные вузы. 150 выпускников получили более 6 баллов по международным программам оценивания IELTS и CERF.
Один из злободневных вопросов у молодежи является трудоустройство. На сегодняшний день трудоустроены 10 142 вчерашних 11-классников, а это порядка 20 процентов. При этом из них 2143 человек (4,2%) открыли собственное дело, а 5 869 (11,6%) зарегистрировались как самозанятые, которые проходят обучение ремеслам по методу «мастер-ученик». Что касается оставшихся 80 процентов выпускников, то в сотрудничестве с областным управлением по развитию и координации профессионального образования планируется организовать краткосрочные курсы профобучения. Но когда это будет, сказано не было. А значит, большее количество выпускников школ остается не у дел.
Вопросов много, ответов мало…
На прошедшей встрече с журналистами, начальник областного управления народного образования З. Шодиева вместе со своими заместителями ответили на многие вопросы, которые касались подготовки школ к осенне-зимнему периоду, коррупционных скандалов, экстерната, приема детей в школы с шести лет и так далее. Но сфера образования настолько обширна, что вопросы не кончались. В том числе, из-за ограниченного времени не были озвучены проблемы и предложения, которые самаркандцы подняли под постом о проходящей пресс-конференции в группе «Новости Самарканда» социальной сети «Фэйсбук».
Феруз Эркинович: «Когда, наконец-то, решится проблема, связанная с учебниками? Не во всех классах они розданы в нужном количестве. В основном, это в русских классах».
Александр Чернышев: «Жена уже год не может пройти обучение для преподавания в начальных классах. Деньги взяли, а контракт на обучение нет. Что делать?»
Анвар Раджабов: «Как может воспитывать детей педагог, который не владеет элементарными основами педагогики и психологии и даже никогда не слышал имён Макаренко, Сухомлинского и т.д.? Они калечат психику ребенка... К примеру, в городской школе учитель на уроке рисования говорит первоклашке: "Ты чокнутый!"... Пришлось идти в школу для серьезного разговора с преподавателями. Как собираются решать вопрос с кадрами?»
Ilgor Rahmatov: «Почему во многих школах один и тот же директор руководит школой по несколько лет (12-15 лет)? Если директор, поистине, лучший менеджер, то для него не должно быть разницы, какой школой он или она управляет. Не планируется ли ротация кадров как в МВД?».
Сабина Махмудова: «Очень бы хотелось спросить, почему детям в школу не разрешают ходить в кроссовках?»
Elena Baronina: «Возможно ли учителям, знающим русский язык, давать часы сверх допустимой нормы? Очень устала от того, что ребенку в русском классе преподают на узбекском. Успеваемость из-за этого резко падает. Учительница, которая бы с удовольствием преподавала деткам, говорит, что ей больше тех часов, что уже есть, не положено...»
Альбина Абдуллаева: «Каковы итоги работы педагогов из пед.университета им. Герцена (они были весной)? Будут ли подвижки в плане увеличения часов по русскому языку в национальных классах (сейчас 1-2 часа в неделю закреплено за русским языком и 1 час - за литературой)?»
Надеемся, что озвученные вопросы получат свои ответы в ближайшее время.
Для справки
Сегодня в Самаркандской областной системе народного образования 1 286 образовательных учреждений, в том числе 1 267 школ (1 259 с 11-летним образованием), 5 государственных специализированных школ-интернатов, 55 специализированных школ и 8 специальных школ-интернатов, 17 школ "Баркамол авлод", один дом милосердия, один областной центр повышения квалификации и детская библиотека.
Анастасия ПАВЛЕНКО.