Ремесло, прошедшее сквозь века

Житель махалли «Бешбола» Джамбайского района Шухрат Кодыров является потомственным мастером по изготовлению седел в тринадцатом поколении. Согласно семейной традиции, все изготовленные седла он подкрашивает в красный цвет.

- Секреты мастерства я перенял у своего отца - усто Тошпулата, который, в свою очередь, обучался у своего отца – усто Кодыра, а тот у моего прадеда, - говорит Шухрат. – Несмотря на то, что по профессии мой отец музыкант (он окончил музыкальный факультет Государственного педагогического института им. Низами и долгие годы проработал в Джамбайском доме культуры), он никогда не оставлял ремесло предков, умудряясь совмещать работу преподавателя с изготовлением седел на заказ. В настоящее время отец в довольно преклонном возрасте, но, несмотря на это, он не может сидеть сложа руки, помогает мне советом и делом, особенно сейчас, когда у меня много заказов,  в том числе из соседних областей. Со стороны может показаться, что все седла одинаковы, однако мы учитываем и возраст наездника, и его габариты, и породу лошадей. 

Для изготовления седел мастера, в основном, используют древесину белой вербы, из-за ее красоты и мягкости материала, легко поддающейся обработке. Также в его изготовлении используются сухожилия и кожа крупного и мелкого рогатого скота. Бывает, что отдельные заказчики просят изготовить им седла из древесины ореха, которые намного дороже чем из белой вербы, и покрыть ее инкрустацией с помощью обработанных особым методом костей животных. Такая работа очень трудоемкая не только из-за жесткости древесины, но и вбивания костного материала в узоры, шлифовки, применения специальных инструментов, в том числе использования особой теши (тяпки). Обычно перед тем, как принять заказ, мастер приглашает заказчика к себе домой с просьбой приехать верхом на лошади, или же привезти фотографии животного, снятые с различных сторон. Кроме того, мастера интересует порода лошади, ее возраст и другие особенности, такие как ширина спины высота в холке и т. д. Плюс ко всему учитываются и особенности самого всадника, его предпочтение, а также в каких ситуациях оно будет применяться.

У мастера весь процесс производства проходит вручную. Все размеры, углы, формы используются из накопленного годами опыта и знаний, переданных ему предками. После того, как каркас седла согласован и отшлифован, мастер переходит к следующей стадии доработки изделия. Детали, которых иногда бывает более двадцати, сначала склеиваются обычным древесным клеем, после мастер делает контрольную шлифовку особым инструментом и переходит к следующему этапу работы. Для чего у мясников специально закупаются сухожилия мелкого и крупного рогатого скота, которые необходимы для того, чтобы сделать седло прочнее.

 - На сегодняшний день в продаже имеется немало синтетических материалов, способных с успехом заменить традиционные, - продолжает Шухрат. - Но мастера, следуя заветам предков, пользуются тем материалом, который веками применяли кочевники-скотоводы и которого всегда было достаточно. То, что материал животного происхождения, чувствуется и после обработки, его натуральный запах сохраняется еще долгие годы. Обработка идет двухслойно. После покрытия седла двумя слоями сухожилий мы по традиции красим его в красный цвет. На изготовление одного седла уходит до трех месяцев, а иногда и больше. После того, как мастер соберет каркас седла и склеит вместе отдельные части, оно должно просыхать еще не менее двух недель. Седло является самым необходимым атрибутам в экипировке лошади, ведь оно предназначено не только для удобства всадника, но и выполняет важную роль в сохранении спины лошади в здоровом состоянии. Ведь зачастую неправильно подобранное седло калечит спину вьючного животного. Поэтому изготовление седел очень ответственный процесс.

Основными клиентами Шухрата Кадырова являются наездники, принимающие участие в древней традиционной игре кочевников – купкари. Материалы, используемые в изготовлении седел, не являются дефицитным товаром, все вполне доступно - древесина, сухожилия, клей, краска и другое. Но, по словам отца нашего героя, усто Тошпулат-ака, еще в недалеком прошлом они сами готовили краску, а клей привозили из Китая. Старый мастер рад тому, что профессия не «умирает», а передается из поколения в поколение. Сейчас Шухрат продолжает профессию отца и надеется, что в будущем так поступят и его дети - Сардор, Бекзод, Шерзод, Шахром и Ибрагим, которые уже знают многие тонкости этой редкой в наше время профессии.

Шухрат АНОРОВ.

Фото С. Сайфуллаева.