Разговор не только об отце…

В галерее «Чорсу» открылась уникальная выставка работ заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Даврона Сафоева, которую в память об отце организовал его сын, главный художник Самаркандского государственного театра музыкальной драмы Бахром Сафоев.

Я перехожу от одного эскиза к другому, от полотна к полотну… Написанные исключительно гуашью, кое-где потрескавшиеся, на меня сквозь театральной зрачок мастера смотрят те самые знаки действительности, о которых писал М. Волошин. Я ощущаю кожей сырость пещеры с котлом, вокруг которого колдуют ведьмы, меня с ног до головы засыпает жарким песком пустыня, где людей превращают в манкуртов. Спектакли - «Гульсанам», «Бехбуди», «Дочь гор», «Сердце поэта», «Легенда Самарканда», «И дольше века длится день», балеты - «Медея», «Макбет», «Щелкунчик», оперы - «Борис Годунов», «Демон», «Кармен», «Аида»… Я никогда не была на них при жизни Даврона Сафоева, впрочем, к моему осознанию себя театр оперы и балета перестал быть таковым. Однако только по одним наброскам, эскизам художника сцены ты чувствуешь всю энергетику этих произведений, предвкушаешь театральное действо, как если б оно было вот-вот. Удивительно!

- Шестьдесят лет своей жизни он посвятил искусству театра, создав за это время десятки спектаклей, многие из которых иначе, как шедеврами, не назовешь, - рассказывает его сын Бахром Сафоев. - Но он создал больше, чем множество блистательных постановок, - он сотворил свой мир театра, который можно назвать самаркандской школой театрального искусства. У него было особенное видение сценического действия, в котором гармонично сочетались и национальные истоки, и индивидуализм западноевропейского театра. Я думаю, именно этот уникальный и гибкий художественный стиль сформировал его искусство.

По словам Б. Сафоева, к отцу нельзя подойти с обычным лекало «художник спектакля», потому что многие постановки, пропуская через себя, он уже видел целиком и сразу. И нередко выступал соавтором режиссера, драматурга, хореографа и композитора. Предлагаемое им сценографическое решение спектакля определяло его режиссуру, а выполненные им костюмы диктовали характер пластики и индивидуальные оттенки для каждого персонажа.

- Если в Ташкенте блистал Георгий Брим, то в Самарканде это был Даврон Сафоев, - говорит художник, директор виртуального музея современного искусства «Рухсор» Нормурод Негматов, - и мне кажется, что Даврон Сафоев был где-то глубже Брима, потому что свое искусство сценографа в европейском его понимании он создал на суфийском фундаменте. Если в почерке Брима всегда наблюдался контраст, конфликт, противоборство, то Сафоев понимал действие как синтез образов, искусств, включая и восприятие зрителя. Это был очень эрудированный знаток театра, драматургии и изобразительного искусства. Помимо всего прочего, Даврон-ака обладал даром наставника, чуткого, терпеливого, мудрого. Я очень горжусь тем, что он был моим учителем, причем не только в рисовании. Я приносил ему свои первые скульптуры, поэтические наброски. Он терпеливо изучал мое «творчество», хотя, возможно, у него «горели» сроки, нужно было кого-то встретить, прочитать массу материала. А он смотрел на мои первые опыты и что-то видел в этом нелепом и неказистом, всегда поддерживая, говоря, чтобы я не останавливался. Сегодня, когда я смотрю на работы Даврона Сафоева, понимаю, что прикасаюсь к творчеству великого мастера, равного которому в Самарканде еще долго не будет.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.

Для справки

Даврон Сафоев (1932-2015) родился и работал в городе Самарканде.

В 1955-1961 годах учился в Ташкентском театрально-художественном институте. Среди его педагогов были такие известные мастера, как народные художники Узбекистана Р. Ахмедов и Ю. Елизаров. Театрально-декорационному искусству он обучался у народного художника В. Рифтина, многие годы проработавшего главным художником Большого театра оперы и балета имени А. Навои.

В 1961-1971 годы Даврон Сафоев жил в Таджикистане, где работал в издательстве и театре. В 1971 году его назначили главным художником Самаркандского государственного театра оперы и балета, а в 1993 году, после преобразования его в областной театр музыкальной драмы им. Х. Алимджана, оставался работать на этой должности вплоть до своей смерти.