Равнение на Конституцию и международное право
Просматривая газету "Самаркандский вестник" от 5 февраля 2021 года, я наткнулся на статью журналиста Ё. Рустамова "Один суд – одна инстанция". Прочитав статью и разъяснения, данные на пресс-конференции, понял, что следует их дополнить.
Итак, в статье со слов судьи Орифа Пардаева было написано: «Журналисту или блогеру предоставляется право освещать в прессе судебный процесс только после согласования с прокурором, адвокатом и подсудимым, и с разрешения председателя суда». И далее: «По действующим нормативным документам судье, допустившему ошибки в судебном процессе, предусмотрено наказание в виде выговора или штрафа, но только после соответствующего решения Верховного суда и Верховной судейской коллегии».
Сразу отмечаю, что в Преамбуле Конституции Республики Узбекистан сказано о приоритете общепризнанных норм международного права.
ЗАКОН ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ
Статья 15 Конституции гласит: «В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан. Государство, его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами».
Статья 16. Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить нормам и принципам Конституции. Конституция - это закон прямого действия.
Статья 18. Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом.
Статья 19. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их.
Статья 29. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением, направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом.
Статья 112. Судьи независимы, подчиняются только закону.
Статья 113. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, установленных законом.
Статья 7 Закона РУз «О нормативно-правовых актах» гласит: «Конституция Республики Узбекистан имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории Республики Узбекистан».
В итоге: если судебное разбирательство открытое, и у суда нет судебного решения об ограничении наших прав, то любой из нас, неважно, корреспондент, блогер или просто гражданин, имеет незыблемое право искать, получать и распространять всякого рода информацию, независимо от государственных границ (ограничений), устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору (часть 2 статьи 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах, вступившего в силу для РУз с 28.12.1995 г.).
Таким образом для фиксации открытого судебного разбирательства на электронные носители (фото, звуко или видео) разрешения ни суда, ни прокурора, ни кого-либо другого ведомства не требуется, т.к. это наше данное Конституцией право. Воспрепятствование осуществлению нашего права может повлечь наказание, вплоть до уголовного.
Так, согласно статье 141 Уголовного кодекса РУз предусмотрена ответственность за прямое или косвенное нарушение или ограничение прав граждан. А как квалифицировать тогда недопуск в здание суда граждан с электронными устройствами фиксации?
Относительно ведомственной инструкции запрета проноса фото-, видеоаппаратуры в здание суда. Данная внутренняя инструкция не имеет юридической силы, т.к. статья 112 Конституции РУз обязывает суд подчиняться только закону, а ведомственная инструкция - это не закон.
К сведению лиц, осуществляющих охрану судов. Согласно статье 40 Уголовного кодекса РУз, лицо, совершившее преступление по заведомо преступному приказу или иному распоряжению, подлежит ответственности на общих основаниях.
МАТЕРИАЛЫ ДОЗНАНИЯ, А НЕ СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Во-первых, если судебный процесс открытый, то для его освещения не нужно ни чьих разрешений, как это было разъяснено выше.
Согласно статье 6 Закона РУз «О средствах массовой информации», запрещается публиковать материалы дознания или предварительного следствия без письменного разрешения прокурора, следователя или дознавателя, предварять результаты конкретного дела до принятия судом решения либо иным путем оказывать воздействие на суд до вступления его решения в законную силу. То есть речь идет о материалах дознания или предварительного следствия, а не открытого судебного заседания.
Кроме этого в соответствии со статьей 5 закона "О средствах массовой информации": «Государство гарантирует свободу деятельности и доступа к информации, право собственности средств массовой информации, защиту их от неправомерных решений государственных органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Воспрепятствование деятельности или вмешательство в деятельность средств массовой информации запрещается».
В статье 2 Закона РУз «О судах» говорится, что суд в республике призван осуществлять судебную защиту прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией и другими законами РУз, международными актами о правах человека. Деятельность суда направлена на ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА, социальной справедливости, гражданского мира и согласия.
В статье 7 закона «О судах» и процессуальных кодексах говорится, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, установленных законом.
Но если суд запрещает гражданам реализовывать свои права, то каким образом он сможет осуществлять судебную защиту прав и свобод граждан, провозглашенных нормами права, международными актами о правах человека? Не является ли это злоупотреблением и превышением служебными полномочиями со стороны суда (ст.ст. 205 и 206 УК РУз)?
ЦЕНА ОШИБКИ…
Наконец, давайте разберемся, что означает термин "ошибки в судебном процессе", - это нарушение процедуры или законов? За нарушение законов существует конкретная статья 231 УК РУз, гласящая «вынесение заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления наказывается ограничением свободы от двух до пяти лет либо лишением свободы до пяти лет. То же действие, повлекшее смерть человека или иные тяжкие последствия наказывается лишением свободы от пяти до десяти лет».
И еще. Для того чтобы грамотно отвечать на поставленные журналистами вопросы, думаю, нужно предварительно внимательно ознакомиться с такими законами, как Конституция Республики Узбекистан, "Всеобщая декларация прав человека", "Международный Пакт о гражданских и политических правах", "О судах", "О средствах массовой информации", "О противодействии коррупции", "Об общественном контроле", "О защите профессиональной деятельности журналиста", "О гарантиях и свободе доступа к информации", "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления", а также статьями 1 Гражданско-процессуального кодекса, Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве, Экономическим процессуальным кодексом и статьёй 3 Уголовно-процессуального кодекса РУз.
Собир ЯКУБЖАНОВ.