"Путь к мастерству"
Не будет преувеличением сказать, что выставка доставила большое удовольствие любителям академического искусства своим тонким чувством натуры, точной передачей характера героев, да и просто мастерским владением техникой, ремеслом. Ведь в последние годы на многих выставках не видишь именно "ремесла" в лучшем смысле этого слова. Идеи, концепции, высокие материи - словно за ними хотят спрятаться молодые недоучившиеся художники. Тут вспоминаются наставления будущим художникам древних мастеров: "Для того чтобы творить свободно, надо сначало овладеть законами творчества".
Именно в таком смысле стали большим подарком работы Дильшоды Султановой для ценителей искусства - тонкие линии, штрихи, чувство света и тени, объема и фактуры - особенно в графических, акварельных работах. С другой стороны, чему тут удивляться, ведь у художницы был прекрасный педагог, талантливый мастер - ее отец Намоз Султанов, воспитанник Санкт-Петербургской школы изобразительного искусства. Именно у него она получила первые уроки мастерства, будучи маленькой девочкой, едва научившись держать в руках кисть.
Смотришь на работы Дильшоды и чувствуешь, как она росла с годами - увереннее становятся ее мазки. Эстетически оправдан ее отказ от всего второстепенного ради главного. Иногда для художницы бывает достаточно сделать несколько штрихов, чтобы создать завершенный портрет. Именно минимализм изобразительных средств, "аскетизм" делает ее стиль "мужским". Но на выставке, кстати, заняли место и несколько книжных иллюстраций, в которых проявляется тонкий, женский лиризм…
Сейчас знания, полученные когда-то у своих учителей, доцент Самаркандского государственного архитектурно-строительного института, кандидат архитектуры, преподаватель кафедры изобразительного искусства Дильшода Султанова передает молодому поколению. Как штрихи к портрету самой Дильшоды, можно сказать и том, что она автор научной монографии "Гармонизация изобразительных и художественных средств в архитектуре Узбекистана", более 100 научных работ, двух книг-альбомов, свыше 10 методических указаний, автор сценария документальных фильмов "Самаркандская бумага" и "Росписи Самарканда". Член Союза художников и архитекторов Узбекистана, она подготовила к защите докторскую диссертацию по проблемам методологии изобразительных и художественных средств в архитектуре Узбекистана.
- Это моя вторая персональная выставка, - говорит Д. Султанова. - В ней я хотела подвести итог творчества за почти тридцать лет. Я назвала выставку "Путь к мастерству", потому что мастерство очень важная часть искусства. К сожалению, многие молодые художники, не хотят работать над собой, а модернизм удобная лазейка для них. Но ведь это все уже давно было - было и разрушение формы, был и протест против канонов, была и абстракция, выставлялись и консервные банки как произведение искусства. Это уже никого не удивляет и не имеет ничего общего с настоящим искусством. А мастерство свежо всегда. Слово "путь" в названии экспозиции означает то, что я еще в пути, и мое творчество еще далеко от совершенства. Но я всегда хотела выразить на бумаге красоту окружающего меня мира, которая вызывала отклик у меня самой, и передать ее другим. Если я смогла хоть в какой-то степени достичь этого, значит, трудилась не зря.
Думается, что Дильшода Султанова достигла этой цели. Работы, выставленные в экспозиции музея, лучше всяких слов свидетельствуют об этом.
Фуркат ТУРНИЯЗОВ.