Прокудин-Горский в Самарканде: неизвестные страницы жизни
Сергей Михайлович Прокудин-Горский – всемирно известный фотохудожник, ставший автором уникального метода цветной фотографии, разработанного им более ста лет назад. Благодаря ему, мы имеем возможность увидеть давнюю действительность как нашего города, так и других мест, запечатленных в цвете.
Однажды в Самарканд приехала съемочная группа российского телевидения, снимавшая фильм о С. М. Прокудине-Горском. Столичные товарищи следовали маршрутом Сергея Михайловича и посещали те места, где он работал со своей камерой. Самаркандский историк и краевед Рубен Назарьян поделился с приезжими журналистами сведениями, что С. М. Прокудин-Горский еще до приезда в город как фотограф жил и трудился здесь в течение нескольких лет. Но гости проигнорировали эту информацию, отнесшись к ней с недоверием и не включили ее в свой фильм.
В описании жизни С. М. Прокудина-Горского биографы порою пользуются обобщениями, и в силу этого некоторые сведения из его многогранной деятельности остались до сих пор не затронутыми. Как известно, в молодые годы С. М. Прокудину-Горскому пришлось многое перепробовать в поисках своего пути, пока наконец, он не нашел своего основного призвания.
На тот период в 1892 году Туркестанское начальство решило начать комплексное проведение поземельно-податных работ в Самаркандском уезде. Для осуществления этих планов необходимо было подобрать специалистов, которые должны были подробно исследовать и изучить картину земель и угодий Самаркандской области. Вся область была разделена на 14 участков, они были распределены между девятью комиссарами. В общей сложности был собран коллектив, состоящий из 45 специалистов под руководством 9 комисаров, в помощь которым были даны землемеры. Так как в Самарканде не нашлось достаточного количества комиссаров, из Ташкента и Сырдарьи были командированы еще три специалиста: Апрелев, Прокудин-Горский и Воронец.
В Самарканде С. М. Прокудин-Горский поселился неподалеку от казенной хлопковой плантации в доме № 38 на углу улиц Барбетной и Эспланадной, где он живет первые два года. Со временем он перебирается жить в дом, стоящий на углу улицы Петровской и Зерабулакского проспекта. Известно, что в 1900 году Сергей Михайлович женился, и у него рождаются трое детей.
Поземельно-податные работы в Самаркандском уезде были открыты с 1 сентября 1892 года. Прокудину-Горскому, как одному из комиссаров было поручено руководство работами на довольно обширном участке, состоящем из Чашмаобской, Даульской и Сералинской волостей и сельских общин Юночка-Арык в Ходжа Ахрарской, и Анзоб в Искандеровской волостях.
На комиссаров были возложены обязанности по обмерам, подробному изучению производительности сил уезда и количества обрабатываемых угодий Зеравшанской долины. Это был первый статистический опыт по изучению экономических и бытовых условий жизни Самаркандского уезда. Комиссары объезжали дворы, усадьбы и кишлаки, руководя правильным ведением работ и сбором сведений, на основе которых в дальнейшем была составлена точная картина обложения их государственным поземельным налогом. В ходе этих работ С. М. Прокудин-Горский имел прекрасную возможность наглядно ознакомиться с условиями и особенностями быта местных жителей.
Съемочные работы Поземельно-податной комиссией проводились в течение трех лет, все эти годы С. М. Прокудин-Горский жил в Самарканде, пока не завершил возложенных на него трудов. Начиная работать в комиссии как коллежский секретарь он, в награду за свои труды уже в 1894 году был возведен в титулярные советники.
В Самарканде он жил довольно насыщенной жизнью, не ограничиваясь только деятельностью комиссара. Помимо основной работы, С.М. Прокудин-Горский входил еще в состав областного статистического комитета, председателем которого был военный губернатор города. Членами этого общества были люди разных профессий: врачи и военные, инженеры и преподаватели и т.д. Но всех их объединял интерес к жизни и истории Самарканда. Это был цвет интеллигенции города того времени, внесшей немалый вклад в его культурную жизнь: М. М. Вирский, В. Л. Вяткин, Б. Н. Кастальский, Л. С. Барщевский. М. И. Невесский, К. М Афрамович и пр. В такой среде вращался и Сергей Михайлович. Областным статистическим комитетом в течение многих лет издавались книги о Самарканде, включавшие в себя не только статистические и информативные сведения, отражающие жизнь города, но также и интересные материалы исторического и этнографического характера.
В течение 1895 года С. М. Прокудин-Горский был еще и режиссером Самаркандского общества любителей драматического и вокально-музыкального искусства.
Туркестанский край представлял собою большой интерес для изучения. Пока Сергей Михайлович жил в Самарканде, он был свидетелем того, как в город приезжали фотографы и художники, чтобы запечатлеть неповторимые черты его особенной красоты: Г. А. Понкратьев и И. Веденский, Н. И. Щербина-Крамаревский, И. Ф. Чистяков и Н. Ордэ. В июне 1895 года из Императорской археологической комиссии в Самарканд были командированы архитектор П. П. Покрышкин и художник и фотограф Самуил Мартынович Дудин, уже прежде посещавший Среднюю Азию за два года до этого для фотографирования древних памятников. Возможно, что пример многочисленных фотографов, посещавших Самарканд, послужил ему поводом для того, чтобы спустя годы вернуться обратно с камерой.
По завершении своей основной работы, покинув Самарканд, С. М. Прокудин-Горский вскоре серьезно занялся фотоискусством.
Спустя десять лет после своего первого пребывания в Самарканде, в 1905 году Сергей Михайлович обратился с ходатайством в Императорскую археологическую комиссию, где ему был выдан специальный документ - «Открытый лист» для беспрепятственного производства фотографических снимков с древних мечетей и памятников древности в г. Самарканде, Самаркандской и Закаспийской области. Когда он направлялся в Самарканд, уже прекрасно представлял, куда он едет и что будет снимать… В том же 1905 году практически одновременно с ним в Самарканд повторно приехал и С. М. Дудин для продолжения фотографирования старинных памятников города.
В 1911 году С. М. Прокудин-Горский уже известный и маститый фотохудожник еще раз запросил в ИАК «Открытый лист» с более широкими возможностями, дающий ему право на беспрепятственное производство фотографических снимков в натуральных цветах с древних зданий и других древностей по всей Европейской и Азиатской России. Получив на это разрешение, он вновь приехал в Самарканд, продолжить свои работы над серией фото-картин.
В настоящее время в экспозиции Самаркандского областного краеведческого музея находятся два снимка С. М. Прокудина-Горского. По сведениям историка Светланы Фатаевой, они были подарены нашему музею.
Александр ГАЛАК, художник,
Зарина ЭГАМБЕРДИЕВА,
главный архивист Самаркандского областного архива.