Проблемы, тенденции, перспективы развития современного образования

Согласитесь, это не простая задача. Она влечет за собой разрушение традиционного экономического уклада, требует реформирования всех отраслей экономики и социальной сферы. При этом инновационное направление развития в настоящее время стало стратегическим приоритетом государства.

Что мешает развиваться нашим вузам? Прежде всего, устаревшая система управления в вузах, низкая доля остепененных преподавателей, особенно в технических вузах, имеющих достойную квалификацию, невысокая академическая репутация и низкий рейтинг наших вузов в мировом академическом сообществе. Среди других причин можно назвать плохую инфраструктуру, слабую материально-техническую базу  в которую долгие десятилетия не инвестировались серьезные ресурсы.

В течение последнего года руководство страны признало проблемы существующие в системе высшего образования ключевыми и определило меры по их устранению. Программа развития образования на 2017-2030 гг. определяет приоритеты, цели и задачи, от дошкольного до высшего образования.

Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в Узбекистане? Мы наблюдаем интернационализацию высшего образования - появляются филиалы всемирно известных университетов, открываются совместные факультеты профильных зарубежных вузов, программы подготовки бакалавров и магистров, начат  обмен преподавателями и студентами, появляется возможность зарубежных стажировок. Кроме этого, осуществляется усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков, улучшение интеграционных процессов с отраслевыми предприятиями и научными организациями.

Инновационное развитие экономики и растущая конкуренция на рынке труда заставляют нас в корне пересмотреть подходы к подготовке кадров. В условиях конкуренции вузы вынуждены совершенствовать свою деятельность, предлагая рынку не просто новые, а более качественные образовательные программы. И хотя еще сохраняются традиционные методы обучения, современное образование ориентировано на практическую применимость, чтобы выпускники могли максимально быстро и эффективно начать свою трудовую карьеру. Если раньше основными требованиями к выпускникам были достаточная теоретическая подготовка, знание фундаментальных основ специальности, то теперь мы ориентируемся, прежде всего, на пожелания работодателя, стараемся дать выпускнику больше практических навыков.

Однако проблем во взаимодействии вузов и предприятий накопилось немало. Хотя и большинство высших учебных заведений располагают внушительным перечнем предприятий-партнеров, трудоустройство выпускников с каждым годом становится сложнее, так как образовался разрыв между теорией и практикой. Несмотря на принимаемые меры, противоречия все равно остаются. Нужно признать, что система взаимодействия работодателей и представителей сферы образования пока еще недостаточно эффективна. Несмотря на то, что молодые специалисты востребованы на рынке труда, большинство руководителей предприятий думают, что полученные в вузе знания недостаточны, чтоб сразу включиться в работу. Бакалавр, выпускаемый из вуза, воспринимается работодателем только как исходный материал, которого нужно еще доучить, чтоб получить полноценного специалиста. По мнению работодателей, для того, чтобы бакалавр превратился в полноценного специалиста, потребуется несколько лет. Причину этого они видят в том, что зачастую профильные проектные институты или строительные предприятия, работающие в условиях рыночной экономики, раньше вузов осваивают новейшие технологии.

 В каком-то смысле они правы. Помимо общих и специальных знаний, работодатели сегодня ожидают от молодых специалистов еще и профессиональных навыков. В связи с этим, некоторые потребители наших кадров отмечают недостаток практических знаний выпускников. Действительно, если сравнивать по старой образовательной системе нынешний "бакалавриат" по сути нечто между техникумом и институтом, а по содержанию учебных программ - больше академическая степень. Как бы ни было, бакалавр это не готовый инженер. По мнению российских коллег, с которыми нам довелось встретиться на "Образовательном форуме ректоров узбекских и российских вузов",  двухступенчатая  система подготовки кадров в инженерном образовании не полностью оправдывает себя.

Поэтому они думают о возврате в пятилетний образовательный цикл, а некоторые вузы России уже ввели программу подготовки инженеров (специалитет) с пятилетним циклом обучения, когда выпускники бакалавриата дополнительно доучиваются в течение года и после окончания получают квалификацию инженера. И конкурс достаточно высокий, т.к. на рынке труда предприятия предпочитают дипломированных специалистов.

На наш взгляд, в инженерно-технологическом образовании в особенности, очень важное место занимает его профессиональная, практическая составляющая. Нам небходимо кардинально улучшить положение дел в этом направлении. Необходимо пересмотреть учебные программы по основным направлениям обучения, с акцентом на повышение практических навыков студентов, как одного из важных компонентов учебного процесса. В основу учебных программ заложить актуальные требования современных работодателей, шире внедрять в образовательный процесс современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии. Для подготовки качественных специалистов учебные заведения должны иметь сильную материально-техническую базу - современные учебные лабораторные комплексы, опытно-исследовательские мастерские. Уверен, что только в этом случае, академическая наука и профессиональное образование будут развиваться. 

Одним из немаловажных факторов подготовки квалифицированных специалистов является летняя технологическая практика студентов, которая могла бы снять некоторые вопросы относительно практической компетенции выпускников. Однако наличие системных проблем не позволяет провести эту кампанию в надлежащем виде. В частности, если раньше студенты старших курсов во время производственных практик временно трудоустраивались, то теперь из-за избытка трудовых ресурсов, в условиях ограниченности финансовых средств, многие предприятия не имеют возможности принимать их. Возникают противоречия между сложившимися формами прохождения практики и интересами самих студентов. Проходить практику за свой счет, вдали от родных, да еще в летнее время отбивает всякое желание. Это приводит к тому, что резко падает посещаемость студентами объектов практики. Студенты предпочитают в это время трудоустроиться самостоятельно (часто не по специальности) и подзаработать. Поэтому нужно создать систему, в которой практика была бы одинаково выгодна и студенту и предприятию. Выходом является организация системы взаимодействия вуза с будущими работодателями. То есть с предприятиями, где студенты могли бы выполнять работу по своему профилю. Этого можно добиться, выделением квот временных рабочих мест, для студентов-практикантов и представлением предприятию некоторых преференций со стороны государства.

Высшие учебные заведения Узбекистана показывают недостаточный уровень конкурентоспособности на рынке высшего образования. Низким остается количество высших учебных заведений, представленных в международных рейтингах. Для улучшения своих позиций в международных рейтингах нам следует уделять особое внимание качеству образовательного процесса, научной работе, цитируемости научных статей, международной деятельности, наличию дополнительных источников финансирования и инвесторов. За годы независимости наша Республика сделала значительные шаги в сторону интеграции в мировое образовательное пространство. В 2018 году государственными органами сделан очень важный шаг - обеспечена финансами реализация в Узбекистане такого мирового тренда высшего образования как академическая мобильность. Теперь за счет государства студенты и преподаватели национальных университетов могут пройти стажировки и обучение в лучших высших учебных заведениях Японии, Кореи, Китая, России и других европейских государств. При этом совместные договоренности позволяют засчитывать такое обучение в другом высшем учебном заведении, получить двойные дипломы (double degree).

Однако несмотря на достигнутые результаты, в данном направлении существует ряд проблем. Так, например, остается низким качество обучения на русском и английском языках. Это, в первую очередь, связано с низким уровнем языковой подготовки, как профессорско-преподавательского состава, так и студентов. Также, существует проблема недостаточного материально-технического обеспечения учебного процесса. Необходимо доукомплектовать библиотеки современной научной и периодической литературой на русском и английском языках.

Важную роль в повышении качества подготовки специалистов играет наставничество. Практика СамГАСИ прошлых лет показала, что переход от общей преподавательской деятельности в студенческой группе к целенаправленной персональной работе с отдельным студентом один из наиболее эффективных методов улучшения качества учебной, исследовательской, воспитательной работы и с точки зрения оказания позитивного влияния на студентов. Кроме того, метод взаимоотношений "устоз-шогирд" ("наставник-ученик") историческая ценность, нематериальное наследие народов Узбекистана. Это как производственные, так и общечеловеческие доверительные отношения, взаимное уважение между наставником и учеником. Наиболее эффективно такое взаимодействие зарекомендовало себя на практике выпускающих архитектурных кафедр, когда у студента был один и тот же руководитель с первого курса до окончания обучения. Как правило, именно эти студенты привлекались их наставниками к реальным проектам. В этом плане особенно проявлялись такие мотивационные факторы, как материальная заинтересованность студента, возможность практической реализации творческих идей, роста профессионального мастерства, самореализация, общественное признание. Метод "устоз-шогирд" имеет еще одну особенность: вокруг каждого наставника, как правило, в течение ряда лет формируются социальные ячейки, объединенные общей идеей и профессионально ориентированные молодые специалисты способные решать самые насущные проблемы архитектуры и строительства. Сеть социальных ячеек потенциально способна эффективно решать и воспитательные задачи, ощутимо сужать социальное пространство для проникновения в молодежную среду чуждых идей и идеологий.

За последние годы в Республике были сделаны определенные шаги в направлении интеграции науки и образования. Однако анализ деятельности научных организаций и высших учебных заведений в стране показывает, что уровень интеграции науки и образования остается очень слабым.

Существует проблема, связанная с уровнем качества исследовательских услуг, которые предлагают высшие учебные заведения. Данная проблема, в свою очередь вызвана отсутствием мотивации высших учебных заведений на развитие собственных научных компетенций, так как основной доход они, в отличие от западных университетов получают от оказания образовательных услуг. Данная диспропорция ведет к ухудшению качества исследовательского персонала, уменьшению интереса молодежи к научной деятельности. Поэтому, для нас является актуальным изучение и внедрение эффективных зарубежных моделей интеграции науки и образования, адаптированных к местным условиям и учитывающих национальные особенности.

Наши высшие учебные заведения должны быть конкурентоспособными на мировом рынке и привлекать новых зарубежных студентов для прохождения обучения, как это делают мировые лидеры в области высшего образования: США и Великобритания. Например, доля иностранных студентов в системе высшего образования в странах Юго-Восточной Азии  достигает 9-10%. В настоящее время процент иностранных студентов в Узбекистане составляет менее 1 %, это объясняется низкой привлекательностью отечественного высшего образования и недостаточным количеством образовательных программ для студентов на английском языке.

Таким образом, в результате эффективного применения современных передовых образовательных технологий в практику преподавания отечественных высших учебных заведений в долгосрочной перспективе можно ожидать повышения качества образовательных услуг, увеличения количества высококвалифицированных кадров в экономике страны, и, следовательно, увеличения темпов экономического роста и повышения государственных доходов от экспорта услуг в сфере образования.

Султан АХМЕДОВ, ректор Самаркандского

 государственного архитектурно-

строительного института.