Проблемы градостроительства в Самарканде не решены

Социально-экономические перемены в обществе привели к интенсивной перестройке сложившейся планировочной системы города. Отсутствие эффективного гибкого законодательства и стратегии охраны культурного наследия, к сожалению, способствуют случайным изменением в городской среде.
Существующие противоречия между городским развитием, сохранением, консервацией и появление в структуре исторических центров стандартных крупных высотных жилых, общественных торговых и гостиничных комплексов приводит к композиционным и художественным нарушениям, к искажению силуэта, панорамы и облика исторического города. Данные явления обостряют транспортные и экологические проблемы, тем самым угрожая сохранению историзма города. В настоящее время активно продолжается давление новой застройки на исторические культурные центры, сохраняется "опасность" внедрения в историческое ядро крупных жилых, общественных и туристических комплексов, и Самарканд продолжает терять свою самобытность, о чем не раз говорилось в средствах массовой информации.
Урбанизация и развитие общества - объективный процесс, но как в условиях строительного бума вести градостроительную политику? Как устранить причины, которые приводят исторический город к трансформации, обезличивающей его образ, к проблемам городского транспорта, сокращению озелененных территорий? Есть ли вообще выход из сложившейся ситуации по "отхватыванию" территорий в центральной исторической части Самарканда под возведение крупных торгово-жилых комплексов, из-за чего, собственно, перестали выполняться другие социальные функции в городе?
Известно, что часть улицы Узбекистанской до пересечения ее с улицей Арутюнова, а также улица А. Темура до пересечения с улицей Гагарина входят в историческую охранную зону, включенную в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО под названием "Самарканд - перекресток культур". Но, к сожалению, на этих улицах была частью снесена фоновая жилая застройка, тем самым нарушился историзм данных мест.
На территории, где располагался областной физеотерапевтический диспансер, здание которого относилось к началу ХХ века и которое снесли в 2018 году, строится огромный очередной торговый центр. Уже при выборе участка строительства, при составлении архитектурно-планировочного задания идет нарушение. Не имея концепции регенерации исторических центров, не имея стратегию управления историческими городами, хокимият города дал разрешение на строительство, не думая, что это нарушит формообразование и ансамбль исторического центра. Управление по охране и использованию объектов культурного наследия (сейчас Департамент культурного наследия при Министерстве культуры Узбекистана) и градостроительный совет, который в большей степени состоит из инженеров-строителей, хладнокровно пропустил этот и подобные ему проекты. Также одним из таких примером является новый корпус здания мединститута, где явно нарушено целевое и стилевое единство ансамбля. Здание своими масштабами и высотой подавляет окружающую застройку и главный исторический корпус мединститута.
Закономерности городского силуэта, делавшие город как бы упорядоченным явлением природы, сменяются хаосом невыразительных объемов. Процессом замены устаревшего фонда охвачена вся центральная часть города и территории, прилегающие к главным улицам. С расширением улицы Мирзо Улугбека у Крытого рынка (Мармар бозори) был снесен ряд исторических зданий с красивыми арочными воротами конца XIX века и построены общественные здания, банки, магазины, салоны различного назначения и т. д. Хотя известны приёмы сохранения фрагментов исторической застройки - от полного восстановления до сохранения фасадов в структуре строящегося нового здания. В этих условиях композиционная целостность во многом зависит от продуманного сочетания новой застройки со сложившимися зданиями, представляющие художественную и материальную ценность. На это направлены и законодательные акты и постановления об охране историко-культурного наследия, которые предусматривают комплексное градостроительное решение этой задачи, а именно создание активных композиционных и стилевых связей между частями исторического центра, сформировавшимися в разное время.
Хочется также отметить повсеместное уплотнение в нарушение градостроительных норм жилых массивов, построенных в 70-80-е годы. Общая композиционная идея этих микрорайонов формировалась и определялась градостроительной характеристикой города. Планировка и застройка жилых районов решалась как целостная композиция, органично сочетающаяся с окружающей средой и учитывающая местные климатические условия, природные факторы, способствуя формированию благоприятной среды проживания самих людей. Трассировка внутренних проездов в микрорайонах принималась исходя из решения системы магистралей и улиц для всего жилого района в целом. Система учреждений обслуживания, проектировалась в соответствии с градостроительными нормами того периода. Сегодня говорят о том, что нормы устарели, их пересматривают, но это не должно означать, что нужно нарушать городское пространство и композицию хаотичной точечной застройкой, которую мы видим повсеместно.
В жилых районах стихийно начали возникать учреждения торговли, началось освоение "свободных" территорий. Есть немало удачных, но есть и много неудачных примеров застройки, которая нарушает все правила градостроительства. Так, по улице Навоишох на месте двухэтажных домов №№ 43 и 49, впритык к существующим четырехэтажным домам и общеобразовательной школе № 7 собираются возводить семиэтажный дом П-образной формы. Напомню, что при высоте в семь этажей, расстояние между домами должно быть не менее 90 метров, но их явно нет и не будет, если только не произойдет захват очередной близлежащей территории. Хаотично идет застраивание высотными жилыми зданиями буферной зоны по улице Озод Шарк, где большей частью распространена малоэтажная застройка, включая дома начала ХХ века.
В Градостроительных нормах и правилах, в пункте 4 о требованиях к планировке жилых зданий, говорится, что при выборе оптимальной ориентации жилых зданий следует учитывать гигиенические требования в отношении инсоляции, освещенности, микроклимата, защиты от пыли, ветра, шума жилых помещений. Исходя из этого следует избегать проектирование домов со сложной конфигурацией (крестообразные +, Г-образные и П- образные дома), при которой большая часть квартир подвергается неблагоприятному воздействию, а также домов большой (больше 100 м) протяженности (снижения естественной аэрации). Но, к сожалению, этих норм в Самарканде перестали придерживаться при проектировании жилых комплексов. К примеру, на перекрестке улиц Фирдавси и Гагарина возведен девятиэтажный дом в форме… колодца.
Нарушая все градостроительные нормы и правила, застройщики осваивают дворовые пространства скверов и зеленых насаждений, территории детских и спортивных площадок, которые заставлены машинами, вырублены в огромном количестве многолетние деревья - ясени, чинары, которые своей мощной корневой системой удерживали грунты, а широкой кроной создавали микроклимат...
Проблем в градостроительстве Самарканда накопилось немало, но их надо решать.
Переход от плановой экономики к новым экономическим отношениям требует по-новому формировать процесс управления реконструкции исторических городов и принятия решений.
Рахим АВАЗОВ,
директор Международного Фонда сохранения культурного, исторического и
нематериального наследия.