Приживётся ли онлайн-система за проезд?

В Самарканде запущена новая система оплаты за проезд на общественном транспорте. Чуть более недели назад в городских автобусах на поручнях у выхода начали установку валидаторов для автоматизации оплаты пассажирами за проезд.

Напомним, что еще в мае 2018 года в Самарканде начали вводить новую единую транспортную карту, предназначенную для оплаты проезда в городских пассажирских автобусах и трамваях. Новая система именовалась TezCard. Для ее внедрения руководством ООО были закуплены мобильные валидаторы, которые считывали информацию и за доли секунды производили ее обмен с терминалом, снимая с карты деньги за проезд. Компания не продержалась долго и закрылась из-за убытков.

По такому же принципу начала работать новая компании «АТТО», которая с 2020 года работает в столице. Для внедрения системы были приобретены валидаторы, работающие на основе платежных систем HUMO, Uzcard (с поддержкой NFC).

По мнению руководителя пресс-службы областного управления транспорта Шерзода Халилова, их установка заняла порядка десяти дней, сейчас валидаторы имеются во всех 288 автобусах и 13 трамваях.

Несмотря на преимущества инновационной оплаты, нововведению не особо рады пассажиры, а все потому, что при оплате пассажиры сталкиваются с проблемами. Во-первых, валидатор не считывает карты Uzcard (только если она выдана недавно). Все мои попытки оплатить своей картой проезд были сведены к нулю. Несмотря на то, что карта получена менее, чем год назад, осуществить оплату не получилось. Утешало то, что это не единственный способ оплаты за проезд.

Оплатить можно через приложение АТТО. Однако, загрузив приложение, я попыталась пройти регистрацию, но тоже безрезультатно. Приложение не регистрирует банковские карты, а рассчитано лишь на специальные транспортные карты АТТО. Их можно приобрести в одном из 10 пунктов продаж. Это те пункты, где ранее продавали карты TezCard. Будки, обклеенные логотипами TezCard, еще не успели обновить. Но в отличие от предшественников новая транспортная карта АТТО стоит 15 тысяч сумов при условии, что 5 тысяч будут на счету у владельца.  

Даже у обладателей транспортных карт не всегда получалось оплатить за проезд. Не все валидаторы исправно работали: то требовалась перезагрузка, то предохранитель замыкал и т.д.

Мы решили пообщаться с водителями автобусов о том, пользуются ли пассажиры новшеством.

- Валидатор мне установили четыре дня назад, - говорит водитель автобусного маршрута № 13 Насим Шукуров, - пока никто не оплатил за проезд. Возможно, потому, что никто не знает, как прикладывать карту и пользоваться валидатором. Некоторые опасаются снятия денег дважды.

Кстати, валидатор не снимает средства дважды, потому что установлено ограничение, то есть с момента последней оплаты должно пройти 6 минут.

Водитель маршрута №74 Уткир Расулов сказал, что за десять дней с момента установки валидатора услугой онлайн оплаты воспользовались шесть пассажиров.

Нам удалось встретить пассажирку с детьми, которая успела приобрести карту, но не смогла оплатить из-за сбоя в системе. Валидатор просто не работал. Еще одна женщина Шоира Худойбердиева жаловалась, что транспортную карточку реализуют платно, при этом не знаешь, как она вообще работает.

По информации представителей АТТО, пополнить счет карты можно через мобильные приложения: АТТО, OSON, Apelsin, My Uzcard, CLICK или Payme. Пополнение и активация карты доступны также через терминалы самообслуживания. Остаток средств на балансе можно узнать в точках продажи проездных, в личном кабинете на сайте оператора, либо через приложение АТТО.

Приживется ли онлайн-система оплаты за проезд, покажет время. Хочется верить, что вышеназванные недостатки и ограничения по банковским картам будут ликвидированы, а система оплаты в ближайшие дни станет доступна каждому пассажиру общественного транспорта.

З. БАЛАЕВА.

Фото автора.