Предстоит очень сложный год…

Змея – символ года по Восточному календарю - гибкое животное, которое легко приспосабливается к изменениям. Именно этого от нас требует в экономическом плане 2025 год.

В предыдущей статье (№ от 2024 г.) я обратил внимание читателей на отрицательные факторы, которые возникли и продолжают возникать в связи с повышением тарифов на электрическую энергию и природный газ. Прошло чуть более полугода, как начался данный процесс, но сказать, что население сумело приспособиться к нему, научилось обходить острые углы, вносить соответствующие коррективы в семейные бюджеты, никто не может. Первичные потребности людей сохраняются при любых обстоятельствах: человек должен рационально питаться, одеваться и обуваться в соответствии с сезонностью, обладать хоть и не комфортными, но хотя бы логически приемлемыми жилищными условиями. Почему приходится вновь возвращаться к данной теме?

Со следующего апреля тарифы на коммунальные услуги будут повышены дополнительно в 1,4 раза и это нашло подтверждение в ходе обсуждения государственного бюджета на 2025 год. Причем сложившийся подход якобы продолжится вплоть до 2028 года. В цифрах это означает, что внутренний потребительский рынок в Узбекистане ежегодно будет сужаться как минимум на миллиард долларов США. Поэтому никто из нас не может оставаться равнодушным к тому, в какой ситуации окажется население страны. С точки зрения макроэкономики, это глобальное падение спроса на все без исключения товары и услуги, кроме коммунальных услуг. В связи с этим, не может быть и речи о стабильном социально-экономическом развитии страны в предстоящие несколько лет.

 В стране около восьми миллионов семей, но они сильно отличаются по жизненному опыту, образованности, поло-возрастному составу, наличию родственных связей. Но главное - доходы семей дифференцированы, при этом соотношение между высокодоходными и малодоходными семьями составляет 5:1. Это значит, что есть такие первичные ячейки общества, у которых месячный доход на члена семьи не достигает 300 тысяч сумов, в то время как у другой социальной группы этот показатель в пять раз больше. Конечно, немалое значение имеет и воспитание культуры потребления. Несмотря на возникающие вокруг сложности, отдельные семьи продолжают допускать расточительство, забывая о необходимости бережливого отношения как к продуктам питания, так и энергоресурсам.

Все эти факторы серьезно влияют на то, в какой степени отдельно взятой семье удастся приспособиться к новым жизненным реалиям. Думаю, что данные обстоятельства отрицательно отразятся на уровне успеваемости школьников. Если ребенок далек от рационального питания, то есть, когда его организм недополучает требуемых белков, углеводов, жиров и витаминов, тем хуже физиологическое функционирование его организма. Здесь не будет излишним напомнить о недавних плачевных результатах, которых достигли наши школьники согласно международным исследованиям по системе PIZA. Кроме того, представьте себе другую ситуацию, когда нуждающийся в лечении пенсионер, будет вынужден отказаться от необходимых лекарств и экономить деньги для оплаты коммунальных услуг. Климатические изменения отражаются в аномально жарких летних месяцах. Как в таком случае быть жителям многоэтажных домов, когда невозможно дышать без кондиционера?

Мы говорим о том, что люди должны приспосабливаться к возникающим условиям. Но можем ли мы предъявить свои требования к тем, кто способствует возникновению этих, не поддающихся логике неудобных условий? Например, к руководителю экономического комплекса правительства, который безо всякого угрызения совести смакует предстоящее повышение тарифов, целиком возлагая это на плечи народа!

А ведь многих проблем можно было бы избежать, если б компетентные органы своевременно решали комплекс задач, направленных на нивелирование возникших диспропорций, тем более повышение тарифов откладывалось несколько лет. Каким безграмотным должен быть специалист, который не догадался об установлении нормы потребления на каждого человека в отдельности, а не на отличающиеся по численности семьи или даже группу семей!

Возникает резонный вопрос: почему вся тяжесть по либерализации тарифов возложена на плечи населения, которое и без того направляло 80 процентов своих доходов на питание и оплату коммунальных услуг? Почему не видно комплексного подхода к решению столь вынужденной, но злободневной задачи? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться об элементарных вещах! 

Например, одно из направлений, которое могло бы способствовать смягчению социальной напряженности, - осуществление структурных изменений в экономике. Придерживаясь экстенсивного пути развития, Узбекистан стал рекордсменом по показателю удельного энергопотребления на единицу производимой продукции. Известно, что среди отраслей промышленности наиболее энергоемкими является цементная и химическая промышленность. То, что в энергетическом секторе создалась такая ужасная картина, во многом способствовало игнорирование балансового метода в управлении экономикой страны. Например, созданные за последние пять лет цементные заводы не обоснованы маркетинговыми исследованиями и как результат мы имеем излишние, никак не востребованные мощности на несколько миллионов тонн. Передовые в технологическом отношении страны уже давно приступили к сокращению применения химических минеральных удобрений в растениеводстве, а мы продолжаем непрерывные поставки энергетических ресурсов уже давно не только морально, но и физически изношенным предприятиям данной отрасли.

Следующая причина в том, что в деле организации промышленных предприятий мы придерживаемся количественного подхода. Из-за малых оборотов они не могут себе позволить содержание службы энергетика, а без этого не может быть и речи о внедрении энергосберегающих технологий. Десятки тысяч малых промышленных предприятий с численностью работников десять и менее человек, не отличающиеся конкурентоспособностью, сразу же обанкротятся, как только Узбекистан станет членом ВТО.

Значительная часть посевных площадей орошается с помощью морально устаревших электрических насосов, которые давно пора заменить на ресурсосберегающие. Но это только малая часть того, что можно сделать в сельском хозяйстве. Зачем расходовать электрическую энергию на орошение излишних сотен тысяч гектаров, не приносящих добавленной стоимости пшеницы и хлопка, когда научно доказано и официально признано экономическая эффективность садов и виноградников, в первую очередь, с точки зрения водопользования?

Огорчает то, что при утверждении государственного бюджета страны на 2025 год, обсуждению вышеназванных проблем практически не уделено никакого внимания. А ведь предстоит очень сложный во всех отношениях год. Но только коллективный разум способен предвосхитить их, а те, кому сама судьба даровала решать проблемы народа, должны проявить твердую волю и компетентность, направив их в нужное русло.

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.