Предмет простой - значение фундаментальное

Обычный и, на первый взгляд, банальный предмет - кирпич. Но стоит лишь немного вдуматься, и становится очевидным, насколько велико его значение в истории человечества и, в особенности, в истории архитектуры Средней Азии. Само слово «кирпич» имеет тюркские корни. Несмотря на свой скромный вид, кирпич, без преувеличения, заслуживает памятника. Как невозможно представить город без архитектуры, так же немыслимо представить архитектуру без кирпича.

Сырцовый кирпич: истоки строительной традиции

На местах появления древних поселений археологи при раскопках неизменно встречают так называемые сырцовые кирпичи, изготовленные путем сушки на открытом солнце. По сути, это был первый рукотворный строительный материал, созданный человеком. История кирпича уходит в глубочайшую древность, и каждая эпоха оказывала влияние на его форму и технологию изготовления.

В Средней Азии, где в силу климатических условий много земли и мало леса, глина стала основным строительным материалом. Лессовая почва служила отличным и доступным сырьем для производства кирпича.

В экспозиции Самаркандского музея истории городища Афрасиаб среди ценнейших экспонатов хранится древний сырцовый кирпич, которому суждено было сыграть особую роль. В 2007 году произошло знаменательное событие: благодаря обнаруженному сырцовому кирпичу ученым удалось уточнить возраст Самарканда – 2700-2800 лет.

Обнаружив в толще городской стены на городище Афрасиаб древние кирпичи, археологи совершили важное открытие. Находки были отправлены во Францию, где в результате радиоуглеродного анализа выяснилось, что их возраст относится к концу VIII - началу VII века до нашей эры. Это подтвердило предположение о том, что уже в тот период Самарканд являлся полноценным городом.

Удобство, доступность и простота изготовления сырцового кирпича способствовали его широкому распространению. Этим непритязательным строительным материалом пользовались испокон веков и, кстати, пользуются до сих пор. Однако при всех достоинствах сырцовый кирпич имел и слабые стороны: при намокании он терял прочность.

На практике глино-навозные и глино-соломенные кирпичи изготавливались с ранней весны, чаще всего женщинами, под руководством опытного мастера. Для этого выбиралось место с подходящей землей, вблизи источника воды и как можно ближе к месту строительства. Прочность кирпича напрямую зависела от правильности его изготовления.

Глину тщательно проминали ногами людей или даже прогоняли по ней табун лошадей. В состав кирпича обязательно входили песок, солома и навоз в строго выверенных пропорциях. Мастер-формовщик с помощником мог изготовить до 400 кирпичей в день. После сушки под лучами солнца кирпич использовался в строительстве, укладываясь на раствор из глины и песка. Единого стандарта размеров сырцового кирпича не существовало.

Появление жженого кирпича

Хотя технология обжига терракотовых изделий была известна человеку с древнейших времен, долгое время она применялась преимущественно в быту для изготовления посуды, фигурок, украшений. Жженый кирпич как строительный материал стал использоваться значительно позже.

На территории древних городов Средней Азии, в первые века до нашей эры, в архитектуре которых прослеживается влияние эллинизма, археологами обнаруживаются лишь ограниченные остатки кирпичных кладок - главным образом в арках, колоннах и порталах. Самые ранние находки жженого кирпича в регионе датируются II веком нашей эры.

Использование кирпича было неразрывно связано с развитием архитектурной техники. Сейсмические условия Средней Азии, где землетрясения были частым явлением, предъявляли особые требования к строительству. На протяжении многих веков здесь преобладали одно- и двухэтажные здания, для которых сырцового кирпича было достаточно.

Раскопки на городище Афрасиаб показали, что в ранний период жженый кирпич применялся преимущественно для напольных покрытий, суф и фундаментов.

Более широкое распространение жженый кирпич получает с X века. Великий шелковый путь способствовал росту городов, появлению состоятельных торговцев и аристократии. В строительстве их усадеб начинают использовать дорогие материалы, включая жженый кирпич.

Форма кирпича не имела единого стандарта - он мог быть квадратным или продолговатым. Качество обжига того времени оказалось настолько высоким, что кирпич выдержал испытание веками.

Постепенно жженый кирпич начинает применяться и для возведения стен, прежде всего в строительстве дворцов, домов правителей и культовых сооружений. На Афрасиабе, например, кирпичом размером 60 × 22-23 × 11–12 см была вымощена дорога к восточным «Китайским воротам». Здесь же и в районе Чупон-Ата обнаружены двухкамерные печи для обжига кирпича X–XIII веков.

Период правления Амира Темура стал подлинным расцветом архитектуры. Объемы производства жженого кирпича значительно выросли. Темур придавал особое значение монументальному строительству и привлекал мастеров из покоренных стран. Совместно с местными зодчими внедрялись инновации в строительной технике.

Искусство фигурной кирпичной кладки в те годы достигло высокого уровня. На некоторых сооружениях даже сохранились имена архитекторов - знак высокого статуса профессии. Повсеместное производство жженого кирпича привело к появлению термина «темуридский кирпич».

 

Европейское влияние и кирпичные заводы

С приходом европейских специалистов архитектура и стандарты кирпича изменились. Самарканд переживал активный период застройки, и жженый кирпич стал одним из ключевых строительных материалов.

Архитектор В. Лемке, назначенный в Самарканд в 1881 году, изучал местные технологии и в 1882 году построил себе дом, полностью используя традиционные методы. Архивные документы свидетельствуют, что при выравнивании центральной площади под строительство Свято-Георгиевской церкви жителям разрешалось брать землю для изготовления кирпича — решение, позволившее одновременно благоустроить город и обеспечить население строительным материалом. Сочетание сырцового и жженого кирпича обеспечивало экологичное и климатически адаптированное жилье: толстые стены сохраняли прохладу летом и тепло зимой.

До XIX века производство кирпича оставалось трудоемким и примитивным. Затем началась механизация. В 1887 году в Самарканде действовало 11 кирпичных заводов, а по области - 49. В 1894 году в Самарканде на заводе А. И. Панафутина, а с 1900 года - на заводе Абду Кадырова, начинает применяться обжиг кирпича новым методом - в непрерывно действующей печи Гофмана. Самым крупным кирпичным предприятием Самарканда становится завод М. А. Зайделя. Из кирпича этой фирмы были построены женская гимназия и библиотека, государственный банк, римско-католический костел и многие другие здания.

В конце XIX - начале XX века кирпичной кладке придается особое значение. Выявляются художественные возможности этого вида строительного декора. Зачастую кирпичная кладка становится единственной эстетической формой при возведении неоштукатуренных сооружений: из жженого кирпича выкладываются пилястры и полуколонны, что разнообразит ритм фасадов. В отдельных случаях декоративная кладка оказывается настолько выразительной, что ее узор напоминает резьбу по дереву. В строительной практике это направление получило название «кирпичный стиль».

Согласно данным переписи 1892 года, в русской части Самарканда насчитывалось 1 792 жилых и нежилых строения из сырцового кирпича, из которых около трети имели каменный цоколь, 7 зданий были смешанного типа и лишь 12 - каменные. В фундаментах допускалась замена природного камня жженым кирпичом, не уступавшим ему по прочности.

С 1905 года в 35 верстах от Самарканда техником Шульцем было открыто первое в Туркестане предприятие по выпуску цемента.

Первым Туркестанским генерал-губернатором К. П. фон Кауфманом был издан специальный указ о правилах архитектурного строительства. Для упорядочения и стандартизации строительных работ был разработан особый циркуляр - «Кондиции». Согласно этим нормативам, по степени обжига кирпич подразделялся на три вида. Сильно обожженный кирпич - «железняк», издающий высокий металлический звук, - предназначался для работ в сырых местах. Полужелезняк, хорошо обожженный, также с металлическим звуком, имел установленные размеры: 6 вершков в длину, 3 вершка в ширину и 1 ½ вершка в толщину. Слабо обожженный кирпич красного цвета, с глухим звуком, легко разрушавшийся под воздействием атмосферных факторов, допускался к использованию лишь внутри зданий, в сухих помещениях. Местный «восточный» кирпич по принятому стандарту изготавливался квадратной формы, размером в полтора вершка при толщине ⅞ вершка. При кладке жженого кирпича каждый кирпич предварительно смачивался водой и укладывался на известковый раствор.

Прекрасная сохранность зданий Самарканда, возраст которых превышает сто лет, свидетельствует о высоком качестве материала и культуры строительства.

После национализации в 1920-е годы кирпич, известный как «николаевский», продолжал использоваться повторно, обретая вторую жизнь.

Многообразие архитектурных стилей формирует неповторимый облик Самарканда. В суете современной жизни мы порой не замечаем этого наследия. Но стоит остановиться у старинного здания, и в кирпичной кладке откроются красота, гармония и мастерство зодчих прошлых поколений…

Светлана ЖУКОВА,

Александр ГАЛАК.