Пойдёшь: то надпись, то мусор найдёшь
Если с главного входа, то без нервов получится. Тротуар, решеточки, уточки в водичке плещутся, на том берегу вид бесподобный открывается. А уж как через мостик перейдешь, так святостью и веет, благодать окутывает. Чем ближе, тем больше. Уж больше полувека прихожу на поклон к Даниилу-Данияру-Дониёру, и всякий раз подобные ощущения, даже в ту стародавнюю пору, когда глянец здесь еще не навели, когда ни ступеней вам гладких, широких, ни бордюрчиков, ни елочек-сосеночек, а только ивы свои ветви в быстротечной речке купали.
Сядешь, бывало, на бережок, хоть прямо на травку, и думки светлые под мирное журчанье осмысливаешь. А уточки и тогда здесь крякали. А уж коли наверх по ступеням взберешься, то совсем внутри покой и праздник. В общем, что ни говори, удивительное место. Что в прошлом веке, что в нынешнем. Хотя, на мой пожилой вкус, улетучилась самобытность и уж больно европейские эти газончики. Это я про нижнюю террасу. У самого-то мазара, вроде, больше сберегли атмосферу и даже улучшили: хоть к тому же реву желаний доступ ограничили, тряпки на ветру не болтаются. Впрочем, внизу деревянные беседки с искусными резными потолками скрашивают утраченное, напоминая о народных ремесленных традициях.
А самое важное, так это то, что сколько ни хожу сюда на поклонение, всякий раз вижу, как деньги в дело идут! Мало ли мне кой-чего в интерьере видится так себе, но большинству паломников в удовольствие осовремененная культовость, а о вкусах, известно, не спорят. Да и не призываю к дискуссии на тему дизайна, совсем об ином поворчать собирался, но по-стариковски ушел не в ту степь…
Я ведь не про благоговение, а про…- даже и не знаю, как это явление назвать. Вот хотя бы про тот же многострадальный Сиаб, упакованный в бетонно-гранитные берега. Но не про экологическую составляющую этой самой одежки, это не моего ума дело. Против начальников я ни-ни, лишь малолетних варваров смело одерну, ишь, что в богоугодном уголке творят! Вы заметили? Стоят на мосточке, гуляют по бережку, попили-поели, бутылочки-обертки с размаху в речку. Кто дальше?! Веселятся, смешно им.
И у святого источника гогочут. Мы подойти не могли, чтобы умыться и влаги благодатной глотнуть, пока ребятня резвилась под куполом у источника. Девушки визжат, парни их из баклажек поливают. На замечания не реагируют, знай себе хохочут. А ведь где-то педагог или даже педагоги есть, привезли откуда-то, развивая местный туризм, - вон автобус шикарный стоит. Иностранные туристы весьма преклонного возраста с непониманием на эту сцены поглядывают, смущенно в сторонке рядом с нами жмутся. Везти-то юную поросль везли, а по пути не просветили к кому, куда и зачем, видать, а ее раньше хорошим манерам не обучили.
Ладно, возраст такой, трудный называется, переходный, и учителям недосуг, может, в это время усердно молились. А вот мальчонка лет пяти с мамкой за ручку, и ведь тоже норовит сквозь перила в водичку бумажку бросить. Родительнице хоть бы хны, смотрит на чадо, любуется, фотографирует.
Еще горше стало на душе, когда присесть решили в беседке. И тут наследили, нарукотворили… Обратно, на свою голову, решили пройти другой стороной, под скалами как раньше-то, но тут уж варвары-графоманы по полной оторвались. Правда, художества периодически пытаются замазывать. Похоже, без толку.
Сетовал потом товарищу по телефону, а он в ответ:
- Чего вы сразу, Тарас-ака, на молодежь, может, и не она вовсе…
Нет, уважаемые, не может! Не могу представить, чтоб кто постарше эти каляки-маляки разводил где бы то ни было, тем более в святых местах. А бабка моя, ну, подначивать, мол, вдруг ты б тоже молодость вспомнил, ностальгически начеркал какие буковки, какие помнишь про любовь, весна все-таки. Увы, говорю, с младенчества не страдал таким подозрительным романтизмом. Сколько по миру не катался, и там нигде автограф подобного рода не оставил, на ум даже не пришло нацарапать, допустим, инициалы на Шильонском замке или музее мадам Тюссо. А тут свои у себя мелко пакостят.
Коли использовать стены, то уж только как Бэнкси! Хотя, если честно, момент из «12 стульев» по сей день смешит, помните: «Давайте, и мы увековечимся. У меня, кстати, и мел есть! Ей-богу, сейчас полезу и напишу «Ося и Киса здесь были».
…Может, так не только к эпизоду книжному надо относиться, а ко всему? Посмеяться, по плечу дружески потрепать всякого и пойти дальше…
Тарас НАСМЕШКИН.
Фото автора.