Послание Президента как главный ориентир восстановления экономики
Пандемия нанесла непоправимый ущерб экономическим, финансовым, налоговым системам мировых держав. Экономики стран были парализованы и даже государства с высоким уровнем медицинского обслуживания, страхования не смогли обезопасить жизни своих граждан и без жертв преодолеть последствия пандемии. На этом фоне практически все страны пересмотрели ориентиры развития страны, внесли коррективы в экономическую политику.
Послание Президента дает развернутый ответ на вопросы о том, как страна активно боролась за здоровье каждого гражданина, сохранение макроэкономической стабильности, чтобы создать условия, в которых последствия пандемии не могли бы помешать внутреннему развитию страны, а также сокращению бедности и обеспечению качества жизни народа, которое Президент считает высшим приоритетом государства. Он отметил что, «в сфере сокращения бедности мы будем внедрять комплексные подходы и новые нестандартные методы. Нам нужно ясно понимать, что только выдачей кредитов, предоставлением социальных пособий или жилья проблему бедности не решить. Это требует комплексного решения вопросов, связанных с образованием, здравоохранением, профессиональной подготовкой, доступом к чистой питьевой воде, энергоресурсам и дорожной инфраструктуре». Восстановление и рост экономики будет обеспечено за счет внедрения эффективных социальных мер, причем при сохранении профицита государственного бюджета.
Важным условием обеспечения конкурентоспособности национального производства, источником пополнения государственного бюджета и повышения рейтинга экономики страны является дальнейшая работа по сокращению государственной доли в крупном бизнесе.
Повышение локализации отечественного производства планируется обеспечить за счет создания свободной конкурентной среды на товарном, сырьевом и финансовым рынках. К сожалению, зависимость производителя от импортного сырья, запчастей и комплектующих обуславливает высокую цену на готовую продукцию и впоследствии неконкурентоспособность отечественной продукции.
Развитие инновационной экономики возможно на основе создания и развития кластерного подхода в управлении экономическими процессами. Такой подход способствует повышению эффективности коммуникации между бизнесом и властью, развитию взаимодействия между поставщиками и производителями, образовательными учреждениями, финансовыми и государственными институтами. В результате за счет развития специализации, аутсорсинга, оптимизации внутреннего взаимодействия происходит повышение эффективности деятельности участников кластера, а также развитие инфраструктуры.
В связи с этим Президент отметил: «Необходимо принять все меры для поддержки инициатив частного сектора и новых проектов, развития кооперации в этих отраслях. В настоящее время промышленные кластеры по производству декоративного камня в Газгане, готовой одежды в Намангане, технопарк в Яшнабадском районе города Ташкента и другие демонстрируют свою эффективность и преимущества этой системы. Правительству поручается до 1 апреля составить перечень перспективных кластеров и разработать специальную программу их ускоренного развития».
Подведены итоги либерализации валютных отношений и определены возможности заимствования финансовых средств за счет активизации выпуска и обращения евробондов, успешная реализация которых на Лондонской бирже еще раз подтвердила высокую степень доверия инвесторов нашей экономики, позволила профинансировать социальные нужды общества. Этот положительный опыт эмиссии евробондов необходимо учесть и при дальнейшей работе с финансовыми институтами и установлении новых форм заимствования.
Традиционно в Послании особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для ускоренного развития бизнеса и малого предпринимательства. С этой целью предлагаются смягчить требования по ведению бизнеса, продлить действие преференций и льгот, оказать финансовую поддержку, отменить мораторий на проверки хозяйствующих субъектов.
В последние годы реализуются последовательные реформы по развитию сельского хозяйства, внедрению современных рыночных механизмов, современных систем управления. Важное значение в данном направлении имеет принятие Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020–2030 годы. В результате внедрения кластерной модели производства сельскохозяйственной продукции в последние годы на 125 тысячах гектаров, или 12 процентах, посевных площадей хлопчатника функционируют кооперации, на 908 тысячах гектаров, или 88 процентах – кластеры.
Для создания благоприятного агробизнес-климата и цепочки высокой добавленной стоимости, кардинального реформирования деятельности и улучшения материально-технической базы научно-исследовательских учреждений сельского хозяйства, поддержки развития кооперационных отношений в отрасли «в следующем году во всех регионах будут созданы Центры сельскохозяйственных знаний и инноваций, оказывающие более 100 видов агроуслуг по принципу «одно окно». Включая такие важные услуги, как улучшение состояния почвы, борьба с болезнями растений, выбор семян. Впервые в модернизацию сельского хозяйства, его цифровизацию, повышение плодородия земли, внедрение современных агротехнологий будет привлечено более 600 миллионов долларов в виде кредитов и грантов. Площадь земель, где внедрены водосберегающие технологии, увеличится в пять раз – до 430 тысяч гектаров. Для сельскохозяйственных нужд будет освоено еще 90 тысяч гектаров земель».
Послание Президента 2020 характеризуется принципиальной сменой фокусов внимания. Если Президентское послание прошлого года прочертило стратегические ориентиры до 2030 года, то нынешнее послание — это уже детализация внутренних вопросов развития страны, которые необходимо результативно решать именно сегодня.
Шамсидин ЮЛДАШЕВ,
декан факультета управление
человеческими ресурсами СамГУ, к.э.н. доцент.
Дилафруз УСМАНОВА,
доцент кафедры цифровой экономики СамГУ.