Портрет Амира Темура

История сохранила до наших дней сотни легендарных фактов о величайшем полководце и властителе XV в. Перед одним именем Амира Темура вздрагивала не только Средняя Азия, но и далекие Китай и Индия, и конечно, слава о его могуществе и сказочных богатствах доходила до Европы. Биографы не жалели красок для описания его походов, но оставили мало данных о его внешности, и сведения эти противоречивы.

Темуридские миниатюры и те, более многочисленные, что были исполнены в Иране и Индии, давали историкам лишь приблизительное представление о Темуре, поскольку были написаны по легендам, без наблюдения модели. Словесные описания дают сведений ненамного больше. Наиболее точным, несомненно, является то, что вышло из-под пера Ибн Арабшаха: "Он был велик и крепок. У него была крупная голова, высокий лоб, кожа его была белой и тонкой… его плечи были широки, ноги длинны, руки сильны. Он был увечен на правые ногу и руку. Он носил длинную бороду. Блеск его взгляда был трудно переносим, его голос был высок и силен"...

Это описание подтвердил в 1941 году советский антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук, автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков Михаил Михайлович Герасимов. Но чтобы доказать это, чтобы раз и навсегда представить человечеству задокументированный облик великого правителя, в мае-июне 1941 года были произведены раскопки в мавзолее Гур-Эмир, усыпальнице династии темуридов. Экспедиция вскрыла пять захоронений: Темура, его сыновей Шахруха и Мираншаха, его внуков Улугбека и Мухаммад-Султана.

Вот как описывает М. Герасимов увиденные останки Амира Темура: "Обнаруженный скелет принадлежит сильному человеку, относительно высокого роста для монгола (около 170 см). Еще в момент вскрытия было обращено внимание на ряд патологических особенностей скелета. При ближайшем рассмотрении оказалось, что кости правой руки действительно срослись в локтевом суставе в несколько согнутом положении. Все три кости образовали как бы один совершенно неделимый блок… Такая дефектность руки в локте была компенсирована сильным разращением верхнего эпифиза плечевой кости и соответствующими изменениями в лопатке. Таким образом, следует думать, что, несмотря на столь глубоко зашедший болезненный процесс, Темур не утратил подвижности этой руки в плечевом суставе. Строение кисти руки тоже является доказательством того, что рука не только функционировала, но и была чрезвычайно сильной.

Приведенные данные, если не вполне, то в значительной степени подтверждают свидетельство Клавихо о ранениях Темура. Точно так же была документирована и хромота Темура. Правое бедро, а равно и голень совершенно патологичны. Коленная чашечка срослась с эпифизом бедра, причем в таком положении, что нога не могла быть выпрямленной... Бедро левой здоровой ноги отличается массивностью и сильным рельефом, правая же кость значительно тоньше и ослаблена. То же самое следует отметить при сравнении берцовых костей. Слабая подвижность в правом колене и не вполне завершенный процесс анкилоза свидетельствуют о том, что нога Темура, пораженная, вероятнее всего, процессом туберкулеза, причиняла ему большие физические страдания. Кости таза, позвонки, ребра - несут на себе следы ряда больших или меньших компенсорных явлений, как-то облегчавших сильную хромоту Темура. При рассмотрении этих костей становится очевидным, что весь торс Темура был перекошен, так что левое плечо было значительно выше правого, но это, однако, не отразилось на гордой посадке головы.

…При всей застарелости патологических процессов, столь сильно изменивших скелетную основу Темура, следует отметить, что, несмотря на 72-летний возраст, собственно старческих явлений, связанных с одряхлением организма, почти не наблюдается... Темур любил верховую езду и по нескольку дней не слезал с седла… Очень вероятно, что на коне Темур меньше ощущал свои физические недостатки, сохраняя величественную посадку.

Массивность здоровых костей, сильно развитый рельеф и плотность их, ширина плеч, объем грудной клетки и относительно высокий рост - все это дает право думать, что Темур обладал чрезвычайно крепким сложением".

В своей книге "Тамерлан" Жан-Поль Ру описывал так: "Терзаемое болями покалеченное тело Великого эмира обладало необыкновенной выносливостью, способно было терпеть холод, жару, усталость, жажду, голод,  бессонные ночи. Одушевлялось же оно небывалой силой воли. Темур болел редко. Когда это с ним происходило и он едва ли не умирал, и никто не знал причины болезни, он никогда не терял присутствия духа. Если он не мог идти, то приказывал нести себя на носилках, лишь бы не останавливаться. В Бхатнире, в Индии, раненный стрелой во время рекогносцировки передовых позиций врага, он продолжил осмотр, как если бы ничего не случилось. Будучи истинным полководцем, знал, что надлежало подавать пример, рисковать собою и не требовать от подчиненных того, чего не мог бы сделать сам".

Что касается лица Амира Темура, то особые условия сохранности его праха обеспечили возможность Михаилу Герасимову по черепу восстановить внешность и даже прическу.

"Летописные источники указывают, что Темур погиб в конце зимы (18 февраля), во время военного похода, - писал археолог. - Вероятно, этим и следует объяснить, что, вопреки принятому обычаю брить голову, к моменту своей смерти Темур имел относительно длинные волосы. На висках и сзади ушей они достигали 3 см, в то время как на вершине головы были никак не длиннее 1,5 см. Волосы Темура толсты, прямы, седо-рыжего цвета, с преобладанием темнокаштановых или рыжих. Волосы бровей сохранились хуже, но все же по этим остаткам нетрудно было представить и воспроизвести общую форму брови. Хорошо сохранившиеся отдельные волоски достигали от 12 до 14 мм длины, причем они были сильно закручены, тонки. Цвет их темнокаштановый.

На нижней челюсти, с левой ее стороны сохранились приставшие к ней волосы бороды. Эти пряди волос находились совершенно in situ, так что отчетливо была видна линия начала бороды. Нижняя губа до подбородочной борозды и верхняя часть щеки были совершенно свободны от волос. Небольшая густая борода Темура имела клиновидную форму. Волосы ее жесткие, почти прямые, толстые, яркокоричневого (рыжего) цвета, с значительной проседью. Даже предварительное исследование волос бороды под бинокуляром убеждает в том, что этот рыже-красноватый цвет ее натуральный, а не крашеный хной, как описывали историки. Много волос только частично обесцвечены, часть же - совсем белых, седых…

Все это дало возможность восстановить прическу Темура с достаточной достоверностью. Костюм и головной убор были созданы на основании анализа миниатюр и подлинных вещей эпохи династии темуридов".

Сейчас внешность Сахибкирана на портретах современных художников и скульпторов давно стала всеми узнаваемой, но в основе их лежит воссозданный Михаилом Герасимовым документальный портрет Амира Темура, сделанный в 1941 году.

Подготовил Влад СТАСОВ.