Полвека на страже здоровья людей
С чего начинается выбор профессии, которой готов отдать всю свою жизнь человек? У Мухаббат Рауповны Рауповой, более 50 лет работающей врачом-инфекционистом, этот выбор начался с мамы. Девочке было семь или восемь лет, когда она увидела ослабевшую и пожелтевшую, как осенняя листва, мать, к которой никого из семерых детей не подпускали близко. Взрослые говорили о каком-то Боткине, а маленькая Мухаббат очень боялась, что из-за этого человека умрет ее любимая мама. К счастью, Боткин оказался не таким страшным, и Мухаббат не стала сиротой, зато твердо решила быть врачом, чтобы спасать чужих мам, пап и детей от коварных инфекций.
Сегодня ученым известно более 1200 инфекционных заболеваний, которыми страдают люди. Большинство из них успешно лечится с помощью антибиотиков и других препаратов. За столетия борьбы с заразой человечество научилось предупреждать эпидемии, с помощью санитарно-гигиенических мер ликвидировать очаги их распространения, а массовая вакцинация помогает не допустить как сами заболевания, так и их осложнения. Но в годы, когда Мухаббат Раупова начинала свой путь врача-инфекциониста, многие методы борьбы только разрабатывались, а сильных антибиотиков не было вовсе.
«Зато были твердые знания, чувство ответственности и стремление помочь больным», - говорит Мухаббат Рауповна, которая в свои 75 продолжает принимать больных в семейной поликлинике №8 г. Самарканда. «Не отпускают на заслуженный отдых, - улыбается она, немного уставшая после работы, - а я и сама уже «срослась» с профессией, тем более понимаю, что нужна, - врачей-инфекционистов очень мало сейчас. Зовут меня в частные клиники, где принимают пациентов с гепатитами, но там нет надлежащих условий для стационарного лечения инфекционных больных, а потому туда не иду, дорожу профессиональной репутацией».
А репутация у отличника здравоохранения СССР, врача высшей категории Мухаббат Рауповой практически безупречная. Десятки тысяч больных из Джизакской, Самаркандской, Сырдарьинской областей благодарят ее за свое здоровье. Кого-то она вылечила, когда они были совсем крохами, а кто-то благодарен за спасенных родных и близких. И хотя бывали в ее трудовой биографии летальные случаи, о которых Мухаббат Рауповна вспоминает с горечью, рассказывая детально, как и отчего умирали больные, ни один родственник умершего пациента никогда не упрекнул врача в некомпетентности, халатности или безразличии. Она делала все от нее зависящее, применяя свои обширные знания и опыт, чтобы спасти жизнь. Среди ночи, бывало, приезжали к ней домой и забирали в больницу к тяжелому пациенту или пациентке. И ее супруг, сам будучи военным, хоть и возмущался, но понимал: жена, как и он, на службе у народа. И трое ее маленьких детей гордились - и гордятся по сей день - что их мама доктор и всем нужна.
- Время тогда было такое, что стыдились быть слабыми, чего-то не знать по своей профессии, - говорит М. Раупова, перебирая в памяти моменты биографии. – В мединституте нам преподавали корифеи науки. Учил работать с заразными больными Петр Михайлович Лернер – главный эпидемиолог региона, профессор Файбыш Голуб читал хирургию, Николай Мирзоян, внесший огромный вклад в лечение лейшманиоза, - малярию. Все они были самоотверженными врачами, показывали пример, какими должны быть настоящие люди, посвятившие себя медицине. Раньше было очень трудно учиться, мы занимались, не поднимая головы от учебников и записанных лекций. Взятки за оценки? Вы что?! Наоборот, куратор нашей группы за свои деньги водил нас в кино и театр, чтобы мы развивались всесторонне.
Мухаббат Рауповна проучилась на лечебном факультете СамМИ (ныне СамГМУ) шесть лет, интернатуру проходила в областной инфекционной больнице, затем по направлению ее отправили в Булунгур. А в 23 года молодую, но целеустремленную девушку назначают заведующей инфекционным отделением в Галляаральскую центральную районную больницу.
Выросшей в таджикской семье и учившейся на русском языке, Мухаббат Рауповне нужно было срочно овладеть узбекским языком, чтобы собирать анамнез пациентов. Ведь очень важно выслушать самого больного, чтобы понять картину болезни, точно установить диагноз и назначить лечение. В это время в Галляарале в очередной раз случилась эпидемия брюшного тифа, что вполне закономерно, так как тогда не было центрального водоснабжения, люди употребляли воду из открытых источников, зачастую зараженную болезнетворными микробами и паразитами.
- Сейчас многие болезни протекают легче, - говорит М. Раупова. – Например, гепатиты диагностируют очень быстро и сразу назначается лечение, а тогда основными известными штаммами были гепатиты А и В, остальные не диагностировались. Вообще практически не было лабораторий, мы не могли определить точно штамм вируса. Об УЗИ-аппаратах даже не слышали, все делали на ощупь, на глаз: пальпировали печень, смотрели живот. Пациенты, бывало, месяцами лежали в больницах, мы переливали кровь, плазму. И летальность была от гепатита. А сейчас такого нет: улучшился уровень жизни, усовершенствованы методы диагностики и лечения, изобретены новые сильные лекарства, медики работают по формуляру. Хотя, отмечу, раньше у людей организм был все-таки крепче, выносливее.
В 70-е годы молодого и бесстрашного специалиста с организаторскими способностями заметили сразу, начав рекомендовать ее и для обширной общественной работы. Заметил ее и будущий супруг – Хамрокул Обруев, с которым они воспитали троих детей. Он был военным, и его часто направляли то в один район, то в другой. И так получалось, что куда бы его ни направляли, одновременно в тех краях нужен был грамотный врач-инфекционист. Так, супруга в 1976 году перевели в Заамин, и с 1976 по 1981-й годы в Зааминской центральной райбольнице работала завинфекционным отделением и Мухаббат Рауповна. Там ей пришлось побороться за здоровье и жизнь сельчан, которых в аномально холодную зиму накрыла эпидемия менингита. Тысячи людей приходили с одинаковыми жалобами. Для лечения такого количества больных открыли провизорный госпиталь. Кстати, в Галляарал Мухаббат Рауповна еще вернется и проработает с 1987-й по 2006 годы.
А после Заамина М. Раупову, уже молодую мать, перевели в Бахмал. Здесь она сначала заведует инфекционным отделением райбольницы, а потом становится ее главным врачом. В те годы она впервые увидела больных с сибирской язвой. Страдания пациентов, как и их отечный вид, были невыносимы, но она справилась. Тяжело было лечить беременных и детей, у которых инфекция порой развивалась стремительно, скрываясь под сопутствующими болезнями. Казалось бы, привезли двоих будущих мам с гепатитом, лечение и уход были одинаковыми, но одна выздоровела, а другая умерла. Такие случаи выбивали из колеи, хотелось оставить работу навсегда. Если мужчины-врачи находили маленькое утешение в алкоголе, то врачи-женщины, врачи-матери такое допустить не могли, - слишком большая ответственность на плечах. Приходилось собирать в себе остатки моральных сил и, проплакав ночь, вставать рано утром и идти готовить завтрак для семьи, а потом – на работу, где ее ждали десятки других больных.
Болезни коварные. Мухаббат Рауповна вспоминает женщину с гепатитом, которая на 6-7 день по большинству признаков уже выздоровела. Уже и муж пациентки намереваясь утром забрать ее домой, в Бухару. Но утром у больной началась рвота с кровью, она впала в кому, пробыв в ней около десяти дней. И все десять дней в мыслях у врача была эта больная, которую дома ждали трое маленьких детей. Позже, когда женщина пришла в себя, она говорила, что уже на 5-6 день чувствовала, когда в палату заходила Мухаббат-опа, «будто ангел приходил и смотрел на меня, а я глаза не могла открыть», признается пациентка. А через 4-5 лет как-то в ресторане, где Мухаббат ужинала с семьей, к ним подошел официант и преподнес бутылку коньяка со словами, что их счет оплатили. На выходе к Рауповой подошел мужчина и, горячо поблагодарив врача, сказал, что после выздоровления жена успешно родила четвертого ребенка...
В 2007 году после Галляарала Мухаббат Рауповна вернулась в родной Самарканд, работая врачом в центральной инфекционной больнице, подростковой поликлинике, многопрофильной клинике, а с 2021 года в семейной поликлинике №8. Безусловно, потока больных уже нет, хотя пандемия ковида стала настоящим испытанием и для М. Рауповой. В 70 лет она была на посту вместе с остальными инфекционистами, и еще до утвержденного стандарта лечения знала, как бороться с вирусной инфекцией.
- Я лечила методом, наработанным обширной практикой, у меня не было ни одной потери среди больных, которых вела, - говорит М. Раупова, видевшая за свою врачебную деятельность более сотни разных болезней, включая самые заразные и опасные. - Даже по телефону давала советы, а звонили друзья и знакомые из США, Европы, областей и городов страны. Еще не утвердили протокол лечения, а я уже с первых симптомов ковида рекомендовала пациентам разжижающие кровь препараты и дыхательную гимнастику…
У Мухаббат Рауповны колоссальный опыт и знания, профессиональная интуиция, а главное – не утрачено с годами сострадание к больным, что сегодня редко встретишь среди медиков. В последние годы она работает с ВИЧ-инфицированными, помогает психологически людям, которым поставили этот неутешительный диагноз. Но ее спокойный и уверенный голос, квалифицированные советы дают пациентам не просто надежду, - они вновь хотят жить и радоваться жизни. Наверное, такими и должны быть истинные врачи, не гоняющиеся за деньгами и званиями, а искренне преданные великому делу по охране здоровья человека…
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото К. Обруева.