О чём рассказал Вечный огонь...

Все дальше и дальше уходят от нас военные годы. Прошло уже больше восьми десятилетий, как наш народ одержал Великую Победу над гитлеровской Германией, но память вновь и вновь возвращает нас в огненные годы.
Мы часто бываем у памятника Скорбящей матери в Самарканде, смотрим, как языки пламени Вечного огня, перебивая друг друга, стремятся ввысь. И каждый раз кажется, что огонь о чем-то шепчет, разговаривает с нами. Может, он среди других называет имена нескольких тысяч ялтинцев, павших смертью храбрых в боях за Родину? А может, он рассказывает о бесчеловечном выселении с родных насиженных мест крымско-татарских семей? А возможно, о жизненном пути нашего прадедушки Хощу Неби Куртмоллаевича.
Три войны гвардейца
Наш прадедушка родился и вырос в Крыму - в Ялтинском районе, поселке Кореиз. Когда ему исполнилось 20 лет, он был призван на службу в ряды Красной Армии. Это был 1940 год, а в 1941 году началась Великая Отечественная война. Неби Хощу был гвардии старшим сержантом, конногвардейцем, командиром отделения Н-ского гвардейского кавалерийского ордена Ленина Краснознаменного ордена Суворова Бранденбургского корпуса. Командиром у них был гвардии генерал-лейтенант М. Константинов, которого мой прадед вынес раненным с поля боя.
20 февраля 1942 года Неби Хощу был ранен, но, слава Богу, быстро выздоровел. Указом Президиума Верховного Совета СССР его демобилизовали из Советской Армии только в октябре 1946 года.
Пройдя всю войну, прадед дошел до Берлина. За боевые заслуги награжден орденами «Красная Звезда» и «Слава ІІІ степени» (август 1943), медалями - «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «20 лет победы в Великой Отечественной войне», «30 лет победы в Великой Отечественной войне», «50 лет Вооруженных Сил СССР», «60 лет Вооруженных Сил СССР», «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне». Он получил 14 благодарностей от Верховного Главнокомандующего СССР за взятие и освобождение городов Бервальде, Темпельбург, Фалькенбург, Драмбург, Вангерин, Шифельбайн, Регенвальде, Карлин, за овладение городом Бранденбургом и др. В конце апреля 1945 года выданы благодарности за отличные боевые действия при прорыве обороны немцев и наступлении на Берлин и за завершение окружения центра Германии.
Неби Куртмоллаевич Хощу сражался не только на полях Великой Отечественной войны, но и на Финской и Японской войнах. А вот вернулся с войны уже не в Ялту, а в Самарканд, куда была выселена его семья.
Адресат выбыл… в Самарканд
Будучи на войне, мой прадед писал письма домой, в Крым, где оставалась его семья: мать, три сестры и младший брат. Письма доходили до них. Но однажды они стали возвращаться к нему на поле боя. На конверте было написано: «Адресат выбыл». Прадед не понимал, что могло случиться, куда могла выбыть семья во время войны. И только когда его однополчанин получил письмо от жены, они все поняли. Там было написано, что «прошел ливень и смыл весь народ». Прадед сел на лошадь и поехал в комендатуру к начальству. На его вопрос, как же так получается, я воюю, а мою мать и сестру выселяют, ему ответили, чтобы он не задавал лишних вопросов…
А его семью, как и всех крымских татар, 18 мая 1944 года посадили в поезд и отправили в неизвестность. В два часа ночи солдаты с автоматами приходили в дома и объявляли о приказе, не оставляя времени на сборы. Люди не понимали, куда их везут, на сколько - день, месяц, год или навсегда...
Старшая сестра деда - Хатидже - в ту ночь осталась ночевать у подруги. На просьбу, чтобы ей разрешили сходить домой за вещами для ребенка, ей ответили отказом. Да и вообще, что можно было взять в две руки? Люди закрывали на ключ свои дома в надежде вернуться, а во дворах лаяли брошенные собаки, мычали недоеные коровы.
Всех людей посадили в старые, грязные, холодные товарные вагоны и повезли... По дороге от голода и болезней умирали взрослые и дети. Умерших оставляли прямо на станциях. Так они ехали более двух недель. Их привезли в Узбекистан. Здесь татар тоже ждали трудности. Без крова, денег, измученные и больные, они не знали, что делать. Выжили благодаря теплу, своему трудолюбию и гостеприимству узбекского народа. Низкий поклон этому народу. Когда одна из прадедушкиных сестер рассказывала об этом, она всегда плакала.
Позже, с большим трудом прадедушка нашел свою семью через письма в Узбекистан. Он организовывает им одну, а потом другую посылку. Его родные могли обменять содержимое посылок на муку. Сестра прадедушки говорила, что это спасло их от голода.
Нашу прабабушку, Зеру Мухтеремовну Ваджипову, 1921 года рождения, постигла та же судьба, что и весь крымско-татарский народ. Она также была выселена со своей матерью в Узбекистан. Сначала попала в Ташкент, а потом переехала в Самарканд, в Ургутский район. В то время там жила и работала ее сестра Мерьем. Прабабушка устроилась на работу в детский дом. Мама всегда говорила, что прабабушка часто вспоминала о том периоде: как маленьких, тощих, голодных детей она старалась откормить. Шила детям одежду, штопала носки, устраивала им праздники, ставила спектакль «Кошкин дом» и другие инсценировки.
После первой высылки татар была и вторая: стали депортировать людей, состоящих в смешанных браках. Об этом рассказывала жена двоюродного брата нашей бабушки - Софья Ивановна Влахова, 1937 года рождения. Они тогда жили в Алупке. Мама ее, Азизе Эсмедиевна Комурчу, была крымской-татаркой, а муж - Иван Спиридович Влахов - греком. Они также, от мала до велика, были выселены, но уже не в Среднюю Азию, а в Сибирь. Софье Ивановне было тогда 9 лет. Она помнит бараки, в которые их поселили. Из бревен родители сколотили что-то, на чем можно было спать. Не было столов, писали, держа подушку на коленях. Голодали. Морозы стояли 50-60-градусные. За ночь так заваливало снегом, что невозможно было открыть дверь, чтобы выйти. Если кому-то удавалось выйти, то он помогал открывать дверь другим, разгребая снег. Не было подходящей одежды. Вместо обуви надевали бурки, а сверху - лапти. О валенках только мечтали. Ночью к домам, увидев свет, хоть и тусклый, подходили голодные волки.
Отец Софьи Ивановны не выдержал эту ссылку и через два дня после приезда умер от переживаний и обиды. Он честно жил и работал. Его даже не смогли похоронить, так как земля была мерзлая: тело просто обложили глыбами льда и оставили до весны, а весной похоронили. Однажды мама Софии пошла с одной женщиной искать еду, взяв с собой какие-то вещи, чтобы обменять на продукты, так как денег не было. А когда шли назад, заблудились. В погоню за ними бросились волки, только каким-то чудом им удалось спастись.
От ужасов ссылки их спас Стерлитамак, куда их вывезли и устроили на работу на спиртоводочный завод. Мама приносила домой горсть пшеницы и овса, растирала их в муку и делала маленькие лепешечки. Это все, что помнила 9-летняя девочка. Но и сейчас, вспоминая это, она, седая и в морщинках старая женщина, всегда плачет.
Забывать нельзя
9 Мая - День Победы, дорог нам памятью испытанного и пережитого, памятью о десятках миллионах погибших сынов и дочерей, отдавших жизнь за свободное будущее нашей страны.
После войны наш прадед 40 лет проработал в Комбинате бытового обслуживания в Самарканде. За хорошую работу его наградили медалями: «За трудовое отличие», «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Победитель социалистического соревнования 1975 года», «Отличник промкооперации УзССР», дипломом министра бытового обслуживания и рядом почетных грамот. Мы испытываем восхищение и безграничную гордость за своего прадеда, когда рассматриваем его медали и ордена, слушаем рассказы мамы и бабушки о нем. Жаль, что не застали его в живых и не услышали его рассказы о войне.
О чем бы и о ком бы ни рассказывал мне Вечный огонь, мы знаем одно: об этом забывать нельзя. Нужно об этом всегда помнить и помнить то, какой ценой завоевано счастье, беречь его. Беречь мирное небо, не допускать, чтобы цветущие поля вновь превратились в «поля сражений».
Акмаль и Камилла МУХАМЕДНАЗАРОВЫ,
правнуки героя.
Для справки
Крымские татары появились на территории Узбекской ССР в связи с принудительной депортацией из-за обвинений советских властей представителей крымских татар в коллаборационизме во время Второй мировой войны. К 1 июня 1944 года в Узбекистан было выслано 35 275 семей (151 604 человек) крымских татар. Согласно записке Юлдаша Бабаджанова Лаврентию Берии от 8 июня 1944 года численность крымских татар в Узбекистане составила 151 529 человек. Депортированных предписывалось расселить в совхозах, колхозах и на промышленных предприятиях «в пустых жилищных помещениях» за счёт уплотнения местных жителей. Крымские татары были определены в Ташкентскую (56 362 человек), Самаркандскую (31 540 человек), Андижанскую (19 630 человек), Ферганскую (16 036 человек), Наманганскую (13 804 человек), Кашкадарьинскую (10 039 человек) и Бухарскую (3 983 человек) области Узбекской ССР.
По состоянию на 1 января 1953 года численность крымских татар в Узбекистане составила 128 348 человек. В переписях 1959 и 1970 годов крымские татары отдельно не учитывались и записывались как «татары». До 1956 года, в течение 12 лет после депортации, крымские татары имели статус «спецпереселенцев», подразумевавший различные ограничения в правах.