Получит ли набойка вторую жизнь?

В Самарканде возрожден один из древнейших видов народных ремесел – набойка по ткани.

Утраченный секрет

Ткани с узорами, нанесенными по технологии набойка, были очень популярными еще в Древнем Египте, о чем свидетельствуют фрагменты одежды, обнаруженные во время археологических раскопок. Свой расцвет набойка получила в Иране, Индии, на Дальнем Востоке и у нас в Центральной Азии.

Однако с развитием в Узбекистане мануфактурного производства, появлением текстильных фабрик это ремесло постепенно приходит в упадок. Себестоимость тканей ручного производства была намного выше, чем тех, что были произведены конвейерным способом, к тому же народные мастера не могли удовлетворить растущие потребности рынка в текстильной продукции.

Сегодня образцы набойки в Самарканде можно увидеть разве только в музеях. Нежные ткани с такими же нежными и воздушными восточными узорами наших мастеров не могут оставлять равнодушными никого. Поэтому, когда смотришь на эти высокие образцы прикладного искусства, чувствуешь не только восхищение, но и сожаление: неужели секреты самаркандских мастеров утрачены навсегда?

Этот вопрос и заставил приступить к поискам этих секретов самаркандского мастера, члена ассоциации «Хунарманд» Владимира Ахатбекова, которому после многолетних поисков, методом проб и ошибок удалось возродить один из древних видов народных ремесел Самарканда.

Методом проб и ошибок

- Я окончил училище, по специальности художник по фарфору, - рассказывает Владимир Ахатбеков. – После службы в армии работал на фарфоровом заводе. Потом настали трудные экономические времена. В том числе и для завода. Я вынужден был искать другие источники заработка. Так стал заниматься росписью по шелку. В один из дней увидел образец набойки в нашем музее. И это меня поразило.

Художник не смог забыть красоту нежнейших узоров на плотных, но невесомых тканях. И он загорелся желанием научиться этому. К его разочарованию, учиться оказалось не у кого, так как в Самарканде этим уже никто не занимался. Тогда он стал искать специальную литературу, ездить в другие области нашей страны.

Кое-какие сведение удалось получить мастеру в Ургуте, Маргилане, Бухаре у ремесленников других направлений. Но никто не рассказывал полностью всю технологию. А ведь это очень трудоемкий процесс: надо специально подготовить ткань,  формы для нанесения печатных узоров, краски, фиксажи, и все это из природных, натуральных средств. Мастеру ничего не оставалось, кроме как экспериментировать на основе полученных из книг сведений.

В течение нескольких лет методом проб и ошибок ему удается почти полностью восстановить технологию набойки. Не хватало только некоторых звеньев. Но, увы, от них все и зависело.

Тогда Владимир Ахатбеков стал искать мастеров за рубежом. Он знал, что это ремесло сохранилось в Иране и Индии, Индонезии и Малайзии. Интересными оказались традиции набойки в России и Таджикистане. Более того, в Иране, Индии процветают целые династии мастеров, которые бережно передают секреты этого дела из поколения в поколение.

«Вы же всё знаете, чему хотите научиться?»

На первое письмо самаркандского художника с просьбой поделиться опытом потомственный индийский мастер по набойке Суфьян Харти не ответил. Не последовало ответа и на второе письмо.

- Тогда я разозлился и написал обо всех секретах набойки, которые мне удалось восстановить и что я сам знаю в этой сфере, - рассказывает В. Ахатбеков. - И был приятно удивлен, когда пришло письмо от индийского мастера.

Письмо было короткое: «Вы же все знаете, чему хотите научиться?». Тогда В. Ахатбеков написал, что знает не все и рассказал о недостающих звеньях. И к его радости получил обстоятельное разъяснение.

Позже, во время одной из международных выставок, Владимиру Ахатбекову удалось пообщаться с этим индийским мастером лицом к лицу. Он предложил самаркандскому коллеге приехать в Индию и увидеть весь процесс своими глазами.

- Помешала пандемия, - сожалеет В. Ахатбеков. – Но я все-таки не теряю надежду когда-нибудь посетить Индию и поработать с тамошними мастерами.

У разных народов разные стили

Набойка по ткани – это долгий технологический процесс. Он включает в себя несколько стадий: подготовку ткани, деревянных печатей, натуральных красок, нанесение многослойных узоров в зависимости от количества цветов в узоре, фиксацию рисунка, окончательную промывку и сушку ткани. Для подготовки ткань сначала промывают в нескольких специальных растворах: удаляют крахмал, клей, придают ей особую мягкость.

«Колыпы» - рельефные формы-печати изготавливают из орешины, при этом имеет большое значение глубина резьбы, от этого зависит в конечном итоге четкость линий узоров.

- Я заказываю печати нашим резчикам по дереву, - рассказывает В. Ахатбеков. – Всё как будто бы хорошо, но не хватает нужной глубины. Придется, наверное, со временем мне самому взяться за изготовление печатей.

А таких  печатей должно быть столько, сколько цветов в узоре. Сначала наносится один цвет, потом второй и так далее. В традициях индийской школы узоры могут иметь до пяти цветов, в Индонезии набойки в основном монохромные. В нашей, самаркандской школе, судя по музейным образцам, использовались только черный, красный и желтый цвета.

Краски изготавливаются по специальным рецептам на основе брожения природных материалов, таких как морена, крапива, щавель и т.д., и окислы железа. Никаких химических красителей, хотя сейчас в некоторых странах стали использовать и масляные краски.

Фиксация рисунка производится на основе водяного пара и солнечных лучей. Далее следует многоступенчатый процесс окончательной промывки ткани. Готовые платья, платки, шарфы из «набойки» - это то, что хочет иметь в своем гардеробе любая женщина. Хотя из-за трудоемкой технологии они стоят дорого, иностранные гостьи нашего города не жалеют на них денег.

Получит ли набойка вторую жизнь?

- Я готов передать свои знания и опыт молодым, - рассказывает В. Ахатбеков. – Для этого нужно место. Мне предлагают помещения, но размеры не те. Промывка и сушка тканей, изготовление красок требуют рабочих рук и пространства, кабинет для этого не подходит. Надеюсь на положительное решение вопроса.

Пока у мастера один ученик. Но решение вопроса с местом могло бы увеличить их количество. Очень хочется, чтобы секреты самаркандской школы набойки не были утрачены снова.

Фуркат ТУРНИЯЗОВ.