Польские учёные, которых помнит Самарканд

В истории медицинской и биологической наук свой весомый и, к счастью, незабытый вклад внесли польские ученые, в свое время жившие в Самарканде. Это - Борис и Николай Туркевичи, волею судьбы оказавшиеся в древнем городе и много сделавшие для просвещения и науки.

Родом Борис (1893-1951) и Николай (1894-1975) Туркевичи из Холмской губернии царства Польского. Родились братья в зажиточной и образованной семье.

Мать окончила женскую гимназию, прекрасно играла на фортепиано, шила, писала кулинарные книги, знала французский и польский языки. Отец был из благородной семьи, имел образование, окончил полный курс Петровской земледельческой Академии.

Из шестерых детей, рожденных в этой семье, двое - Борис и Николай -стал и яркими представителями эмбриологической школы анатомов. С самого раннего детства братья увлекались биологией, природоведением, физикой, рисованием. До сегодняшнего дня сохранены картины, написанные акварелью Николаем Гервасьевичем.

С именем преданных анатомии братьев Николая и Бориса связана история кафедры нормальной анатомии Белорусского государственного медицинского университета. Наряду с другими учеными, Борис и Николай Туркевичи внесли весомый вклад в создание эмбриологического врачебного музея на базе кафедры института.

В 1930 году в Минске Николай Туркевич занимает должность ассистента кафедры нормальной анатомии и заканчивает работу над материалом кандидатской диссертации, которая будет опубликована в немецких научных изданиях.

Старший брат Борис Гервасьевич Туркевич в это время возглавлял кафедру нормальной анатомии в Узбекском государственном медицинском институте в Самарканде. Он попросил брата приехать в древний город, что тот и сделал. С 1932 по 1935 годы Николай Гервасьевич заведует кафедрой нормальной анатомии в Самаркандском медицинском институте в должности доцента.

Н. Туркевич в 1935 году переезжает в Ленинград, устраивается на должность старшего научного сотрудника Ленинградского медицинского института. Позже, в 1937 году, он блестяще защитил докторскую диссертацию. С 1938 по 1940 годы принимал участие в советско-финской войне. После демобилизации приступил к работе должности доцента кафедры, в Военно-морской Академии.

Но все закончилось в 1943-м… Арест, беспочвенное обвинение в шпионаже, сфабрикованное «Ленинградское дело» и 10 лет тюремного заключения.

В 1953 году Николая Туркевича высылают вместе с семьей в село Возвышенька Петропавловской области (Северный Казахстан), лишают квартиры в Ленинграде. Но уже спустя два года Николая Гервасьевича реабилитировали. С 1956 года и до последних своих дней Николай Туркевич жил, работал, занимался наукой в медицинском институте г. Черновцы в звании профессора.

В те далекие годы Самаркандский медицинский институт славился своими педагогами. На его базе работали ученые и преподаватели Военно- медицинской академии города Ленинграда, многие из которых остались жить и работать в древнем и гостеприимном городе.

И здесь можно отметить личность высококвалифицированного, любимого студентами и уважаемого коллегами прекрасного лектора, профессора Бориса Туркевича. Дважды доктор медицинских и биологических наук, он заведовал одновременно двумя кафедрами - анатомии в СамМИ и анатомии позвоночных в Узбекском государственном университете (УзГУ). За вклад в развитие науки и дело подготовки профессиональных кадров государство 1944 году присвоило ему звание «Заслуженный деятель науки Узбекской ССР».

Обладая дарованиями педагога, профессор удивительно интересно преподавал «скучную» науку, чередуя факты и анекдоты, умело вел практические занятия и интересно читал лекции. На эти лекции собирались не только студенты мединститута, морфологии, но и простые слушатели, далёкие от анатомии. Это было незабываемо, ярко, интересно. Следует также отметить его талант в изготовлении различных анатомических и эмбриологических моделей и муляжей для музейных и учебных целей, облегчающих освоение учащимися трудных разделов предмета.

Из воспоминании его сына: « ...в нашем доме (а жили они в общем дворе по улице Ленина, рядом со зданием бывшего Русского драматического театра, ныне там находится Кукольный театр – прим. автора) была кухня и одна комната, на стенах которых висели ковры. На одной из стен висело настоящее охотничье ружье, с которым отец ходил ни охоту, приносил трофеи и изготавливал чучела, тем самым пополняя музейные экспонаты».

Следует отметить огромную заслугу Туркевича в создании и сохранении одного из крупнейших богатейших биологических музеев, который находится в Самаркандском государственном университете и известен не только в Узбекистане, но и за его пределами. Таксидермия (изготовление чучел) – профессия, требующая высокого художественного вкуса, усердия и отличного знания анатомии, зоологии и географии, чем и обладал Борис Гервасьевич.

До последних своих дней Борис Гервасьевич был предан своей профессии и отдавал свои силы и знания для развития науки. Умер Борис Туркевич в 1951 году. Его хоронил весь город Самарканд. Захоронен он на кладбище «Братское».

В 1975 году не стало Николая Гервасьевича в г. Черновцах (Украина). В 1973 году кафедре анатомии мединститута города Черновцы присвоено имя Николая Туркевича, а память его увековечена мемориальной доской, создан музей и основана стипендия имени Туркевича.

Братьями защищены по две докторские, написано девять кандидатских диссертаций, опубликовано более 100 научных работ.

Наиля ИБРАГИМОВА,

биограф Б. Туркевича,

г. Самарканд.