Поэзия в цвете Рашида Темурова
«Всю свою жизнь и творчество он посвятил родному городу Самарканду. Народный художник Узбекистана Чингиз Ахмаров говорил, что Темуров родился только для того, чтобы воспевать Самарканд. И если сейчас вы пройдетесь по залам выставки и посмотрите его работы, то увидите, с какой любовью, душевной теплотой, поэтическим восприятием он отображал людей, уютные уголки старого города, которых сегодня, увы, уже нет», - такими словами открыла юбилейную выставку заслуженного деятеля искусств Узбекистана Рашида Темурова его дочь - Гульжахон Темурова.
Выставка к 110-летию Рашида Темурова, которая сейчас проходит в Самаркандском музее дружбы народов и религиозной толерантности, готовилась около года. Она уникальна тем, что в ней представлены полотна художника не только из музейных коллекций, но и частных собраний, а это в наших условиях было сделать непросто. Зато посетители замечательного вернисажа смогут полнее представить глубину творчества одного из первых учеников Павла Бенькова, каким является Рашид Махмудович.
- Заслуга Павла Петровича, помимо огромного вклада в развитие живописи Узбекистана, в том, что он воспитал целое поколение национальных художников, то есть из местного народа, - говорит Гульжахон Рашидовна. – И мой отец был первым среди самаркандских художников, кто воспринял, а потом в своем творчестве развил искусство станковой живописи. Он учился вместе с будущими народными художниками - Абдулхаком Абдуллаевым, Ашрафом Разыковым, Зинаидой Ковалевской и другими. Это целое поколение, которое заложило в Самарканде основы национальной живописи Узбекистана. И я очень горжусь своим отцом, восхищаюсь его творчеством, бережно храню в душе воспоминания о тех днях, когда могла видеть его за работой. Он писал портреты, натюрморты, но его любимый жанр оставался пейзаж, любимым временем года – ранняя весна. Помню, папа вставал в пять часов утра, брал свой этюдник и шел на Обирахмат, Хожи Дониёр писать этюды. Мы вставали попозже, шли завтракать, а в это время папа уже возвращался с этюдами, расставлял их и смотрел. И мы, маленькие дети, с восторгом смотрели на то, что папа нам принес. А там была красота. У отца в картинах не было борьбы, агрессии. Только поэзия, поэзия в красках.
Представленные работы на выставке лучше всяких слов говорят о высочайшем мастерстве художника и его тонком лирическом восприятии натуры. При очевидном влиянии первых учителей П. Бенькова и Л. Бурэ на творчество Рашида Темурова, его произведения имеют свой «голос», ауру. Это замечал и народный художник Узбекистана Чингиз Ахмаров, который дружил с Темуровым: «Если на полотнах Бенькова, посвященных Самарканду, мы видим, в основном, теплые цвета (желто-золотистый, красный, оранжевый и близкие к ним), то в работах Рашида Темурова город предстает чаще в приглушенном колорите: в пасмурный день, в дымке раннего утра или тонущим в прозрачных сумерках, - с преобладанием холодной гаммы (зеленые, синие, лазурные, фиолетовые тона). Все известные мне произведения Темурова - со времени нашего знакомства в начале 30-х годов до нынешнего дня, - каждая его композиция, даже самые маленькие работы, писались художником неторопливо, подолгу, в постоянном творческом поиске». Кстати, о творческом поиске живописца вспоминал на открытии выставки и один из старейших самаркандских художников Абиб Исмаилов, сказав, что у Темурова натура была нужна для справки, а писал он всегда сердцем.
Рашид Темуров окончил Самаркандское художественное училище в 1937 году, где преподавали П. Беньков и Л. Бурэ. Затем была студия повышения квалификации при Союзе художников Узбекистана (1939-1940гг.), здесь он учился у О. Татевосьяна и В. Еремяна. Участие в республиканских художественных выставках в Ташкенте привлекло внимание к молодому живописцу, и в 1942 году он становится членом Союза художников СССР. Потом были служба в армии и доблестный труд в тылу, за что награжден медалями. В 1945-1970 года являлся ответственным секретарем самаркандского отделения Союза художников УзССР, пробивая для собратьев по кисти материалы, мастерские, организовывая выставки. При этом Рашид Темуров неустанно писал картины, от которых по сей день веет спокойствием, таинством манящего раздолья, где всё подчиняется вечным законам гармонии.
Произведения Р. М. Темурова хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее искусств народов Востока (Россия), Государственном музее искусств Узбекистана, в музеях Самарканда, Норильска и Целинограда. Очень много работ в частных коллекциях за рубежом – США, Германии, Японии, Индии, Франции.
- Я очень благодарна дирекции Самаркандского государственного музея-заповедника Самарканда за организацию выставки, за понимание значения таких выставок для молодого поколения, - говорит Г. Темурова. – Ведь это большая школа – школа воспитания, в которой человек живет, видя прекрасное. Наша жизнь заполнена не только бытом и какими-то развлечениями, необходимо народ воспитывать духовно, чтобы люди читали книги, интересовались искусством, музыкой, театром, были разносторонними. Этого нам очень не хватает сегодня. Один восточный поэт сказал: «Образ настоящего состоит из осознания глубины прошлого и постижения высоты будущего». Да, чтобы достичь высоких целей, необходимо знать свое прошлое, которое, как и культуру, создавали люди.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.