Под лаской плюшевого пледа

В Самаркандском колледже искусств прошел концерт из произведений композитора Андрея Петрова. Идейными вдохновителями музыкального проекта "Кино и музыка Андрея Петрова" и организаторами концерта стали преподаватели кафедр общего курса фортепиано и теории музыки.

Для моих друзей, музыкантов старшего поколения, имя композитора Андрея Петрова связано, в первую очередь, с прекрасными фильмами советского периода "Я шагаю по Москве", "Путь к причалу", "Осенний марафон" и многими другими. Представьте себе мое удивление, когда молодые коллеги, с удовольствием играя очень мелодичный и запоминающийся вальс из кинофильма "Берегись автомобиля", почти ничего не знали об авторе этого произведения. А ведь имя Андрея Павловича заняло достойное место в списке лучших современных композиторов второй половины ХХ века.

К большому сожалению, его творчество не изучают в основных программах музыкальных учебных заведений, хотя оно очень многогранно: симфонические опусы, инструментальные концерты, балеты, оперы, мюзиклы, эстрадные пьесы, песни и, конечно, музыка кино. Произведения А. П. Петрова, с отражением светлых и драматичных сторон действительности, соединяются в некое органическое целое. В своем творчестве композитор развивал традиции русской классической школы, а также Д.Шостаковича, который писал: "Меня восхищает его плодотворная работа в разнообразных жанрах. А. Петров обладает яркой композиторской индивидуальностью…"

Андрей Павлович Петров трижды лауреат государственных премий СССР, нескольких кинопремий ("Ника", "Золотой Овен", "Кинотавр"), обладатель орденов и медалей за заслуги в области музыкального искусства, почетных званий, профессор Санкт-Петербургской консерватории, народный артист РСФСР и СССР.

Поистине, всенародное признание он получил за удивительно светлую и романтичную музыку к более чем 80 кино- и телефильмам. Стоит вспомнить два великолепных романса Андрея Петрова на стихи Марины Цветаевой и Бэлы Ахмадулиной в кинофильме "Жестокий романс": "А напоследок я скажу" и "Под лаской плюшевого пледа". Они достойно занимают почетные места в репертуаре мировых исполнителей камерного жанра. И совершенно противоположная, задорно-разбитная "Эй, моряк" из кинофильма "Человек-амфибия", также принадлежащая перу Андрея Петрова, но давно считающаяся народной.

"О жанрах, стилистике, песенности киномузыки любимого композитора можно говорить бесконечно много", - сказали мне ведущие преподаватели кафедры общего курса фортепиано самаркандского колледжа искусств Н. С. Джурабаева и М. А. Ташпулатова. Но лучше всего услышать эти мелодии и песни, познакомить поколение XХI века с музыкальными шедеврами прошлого".

 Именно эту цель преследовал проект "Кино и музыка Андрея Петрова". Идею поддержали молодые преподаватели колледжа Ольга Александрова и Эльвина Азаматова. А исполнителями в концерте стали их подопечные, учащиеся кафедры "Теория музыки", которые не только сами влюбились в звуки вальсов, романсов, мелодий Андрея Павловича, но и очаровали слушателей, своих сверстников, пришедших на концерт. Многие из них впервые услышали здесь некогда знаменитую песню "Голубые города" в исполнении третьекурсницы Райхоны Бахриддиновой. Под нежными пальцами ее сокурсницы Нозимы Муродовой рояль выпевал до боли знакомую, пришедшую из детства мелодию "А я иду, шагаю по Москве".

Хотя для 15-летнего кларнетиста Отабека Рустамова имена Ольги Аросевой и Иннокентия Смоктуновского мало о чем говорят, именно вальс из кинофильма "Берегись автомобиля", отлично исполненный юным дарованием, стал для наших исполнителей и зрителей музыкальным символом человеческой романтики и любви.

Вообще свой любимый музыкальный жанр вальса Андрей Петров использовал практически во всех кинофильмах, насыщая мелодию каждого из них высшей гармонией и яркими красками своей души ("Служебный роман", "Петербургские тайны"). Вот и финальным завершением нашего концерта стал еще один вальс из кинофильма "О бедном гусаре замолвите слово". Он прозвучал в исполнении струнного ансамбля "Надежда" в сопровождении учащейся третьего курса кафедры "Теория музыки" Гульмиры Эрназаровой (фортепиано).

Великолепная экранизация режиссера Эльдара Рязанова, забавный сюжет о жизни провинциального русского городка, в котором был расквартирован гусарский полк, не менее великолепная музыка А. Петрова, всегда вызывала у меня некое состояние тихого счастья. И пока скрипки на сцене выводили трехдольный вальсовый ритм, напоминая о былой популярности духовых оркестров, я думала о быстротечности времени, о меняющихся столетиях и поколениях, о взлетах и забвениях. Пожалуй, только искусство, поэзия и музыка, способны оставаться неизменными во все времена, жить в своей гениальной простоте и радовать человеческие сердца. Осознание этого факта приходило со строчками из стихотворения Бэлы Ахмадулиной, положенные на музыку Андрея Петрова и подаренные слушателям юной ведущей концертной программы Динарой Велиляевой:

"Отражен иль исторгнут роялем

Свет луны - это тайна для глаз,

Но поющий всегда отворяет

То, что было закрыто для нас".

Вера МАРТЫНЕНКО.