Почему перенесли дату выборов?

В соответствии со статьей 117 Конституции выборы Президента, Законодательной палаты Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и местных представительных органов проводились в первое воскресенье третьей декады декабря. Согласно новой поправке в Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства», принятый 8 февраля 2021 года, крайний срок проведения выборов перенесен на первое воскресенье третьей декады октября. Для этого есть ряд причин.

Первое. В феврале прошлого года Центральная избирательная комиссия провела «круглые столы» с представителями государственных и неправительственных организаций, политических партий, институтов гражданского общества, избирательных комиссий и СМИ, ответственных за подготовку и проведение выборов. На таких встречах предложения перенести выборы на октябрь поступали чаще всего. Кроме того, это предложение поддержали граждане через СМИ, социальные сети и в соцопросах.

Второе. В ходе рассмотрения законопроекта палатами парламента было изучено законодательство и опыт около 20 зарубежных стран. Анализ показал, что в более теплом климате южного полушария, таких как Гана, Египет, Нигерия, Южная Африка, Алжир, Венесуэла, Доминиканская Республика и Сан-Марино, выборы проводятся в декабре. В США, Швейцарии, Испании, Уругвае, Чили, Боснии, России, Беларуси, Иордании и Молдове выборы проходят в сентябре-ноябре.

Третье. После выборов депутатов парламента и местных кенгашей пройдут выборы в Сенат Олий Мажлиса. Исполнительная власть, то есть Кабинет Министров, будет реформирована, а в регионах кандидатуры хокимов будут обсуждаться и повторно утверждаться на заседаниях кенгашей народных депутатов. Будет представлено Послание Президента страны Олий Мажлису и народу. После чего у людей появиться возможность спокойно готовиться к новогодним праздникам в кругу семьи. Избирательный процесс требует напряженной и организационной работы. Выборы пройдут осенью, что будет удобно для их организаторов и участников, а также местных и иностранных наблюдателей.

Четвертое. После выборов будет создана соответствующая основа для своевременного формирования высших и местных органов государственной власти, полноценного планирования работы и принятия важных политических и правовых решений. Кроме того, предотвратит неблагоприятные события, например, снижения участия граждан в выборах при холодных погодных условиях, и создаст удобные условия для избирателей и наблюдателей.

В соответствии с изменениями упразднен институт окружных избирательных комиссий, проводящих выборы в районные (городские) кенгаши народных депутатов. Их полномочия передаются районным (городским) избирательным комиссиям. На последних выборах стало очевидно, что окружная избирательная комиссия действовала неэффективно, в течение нескольких лет работая не более чем на трёх (в некоторых случаях на одном) избирательных участках. В результате комиссии были вынуждены дублировать обязанности друг друга. А ведь на данную структуру производились дополнительные расходы из государственного бюджета. В результате упразднения этого института отпадет необходимость в создании порядка 5 750 окружных избирательных комиссий с числом членов более 54 000 человек. Не будет необходимости в большом количестве зданий для их деятельности, будут сэкономлены человеческие ресурсы, уменьшится притеснение людей, участвующих в избирательной кампании, а из государственного бюджета будет сэкономлено более 33 миллиардов сумов.

Еще одним важным изменением является создание правовой основы для включения граждан Узбекистана, проживающих за границей, в списки избирателей на избирательных участках, созданных при дипломатических представительствах, независимо от того, состоят ли они на их учёте или нет. А также возможности мобильного голосования с помощью переносных урн для голосования вне избирательных участков, на местах массового проживания или работы мигрантов. Подобная практика впервые была апробирована на Парламентских выборах 2019 года в соответствии с решением ЦИК. В частности, более 90 тысяч граждан Узбекистана, находящихся в России, Южной Корее и Казахстане, приняли участие в досрочном мобильном голосовании вне избирательных участков. В связи с тем, что эта практика привела к признанию международным сообществом, процедура была включена в Избирательный кодекс.

Упразднена роль окружных и участковых избирательных комиссий в оказании помощи неконкретным кандидатам в организации встреч с избирателями и уведомлении избирателей о месте и времени проведения собрания. Согласно Избирательному кодексу только политические партии имеют право выдвигать кандидата. Потому как политические партии и их кандидаты заинтересованы в представлении своих программ через встречи с избирателями, агитацию и получение большего количества голосов избирателей за кандидатов. Избирательные комиссии к этому процессу отношения не имеют. Тем не менее, перед избирательными комиссиями стояла такая задача. Этот недостаток в избирательном законодательстве сейчас устранен.

Еще одним нововведением в законе является обеспечение прозрачности участия и финансирования политических партий, согласно которому партия должна представить промежуточный отчет в ЦИК до дня выборов и окончательный отчет после объявления результатов выборов. Результаты проверки финансовой деятельности политических партий Счетной палатой Республики Узбекистан будут опубликованы в СМИ.

Кроме того, Избирательный кодекс дополнен новой 27-й статьей. Согласно ей, граждане, проживающие за границей, могут обратиться в участковые избирательные комиссии при дипломатических и иных представительствах РУз в письменной или электронной форме через официальный сайт Министерства иностранных дел РУз для включения их в списки избирателей за пятнадцать дней до начала голосования. Раньше такой практики не было. Граждане, проживающие в иностранных государствах, включались в сформированный там список избирателей на избирательных участках, только если они состояли на учёте в дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан за рубежом. В 2019 году по решению Центризбиркома эта практика также была опробована в качестве эксперимента.

Эти нововведения, направленные на демократизацию избирательного законодательства, послужат дальнейшему согласованию нашего национального избирательного законодательства с общепринятыми международными избирательными стандартами, а также улучшат положение Узбекистана в мировом индексе демократии.

Худоёр МАМАТОВ,

профессор, доктор юридических наук, секретарь ЦИК РУз.